Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Экономика

Военно-промышленный комплекс

Военно-промышленный комплекс сеть физических и юридических лиц, занимающихся производством оружия и военной техники. Военно-промышленный комплекс страны обычно пытается мобилизовать политическую поддержку продолжающимся или увеличивающимся военным расходам со стороны национального правительства.

Ванневар Буш: архитектор военно-промышленного комплекса
В 1932 году при новом президенте Массачусетского технологического института Карле Т. Комптоне Буш стал первым деканом инженерного факультета. Это была должность, которую он использовал в качестве трибуны для хулиганов Термин военно-промышленный комплекс» впервые был использован Президентом США.Дуайт Д. Эйзенхауэр в своем прощальном обращении 17 января 1961 года. Эйзенхауэр предупредил, что Соединенные Штаты должны «остерегаться приобретения необоснованного влияния… военно-промышленным комплексом», в который входят члены Конгресса из округов, зависящих от военной промышленности. министерство обороны (наряду с военными службами) и частные военные подрядчики, например, Boeing Lockheed Martin и Northrop Grumman Эйзенхауэр считал, что военно-промышленный комплекс, как правило, продвигает политику, которая, возможно, не отвечает интересам страны (например, участие в гонке ядерных вооружений), и опасался, что его растущее влияние, если его не остановить, может подорвать американскую демократию Дуайт Д. Эйзенхауэр: Прощальное обращение
Дуайт Д. Эйзенхауэр: Прощальное обращение
US Pres. Дуайт Д. Эйзенхауэр во время прощального выступления 17 января 1961 года.
Коллекция Грейнджер, Нью-Йорк

Хотя Эйзенхауэру приписывают эту фразу, и многие ученые считали это явление новым, элементы внутреннего и международного военно-промышленного комплекса возникли еще до его знаменательного выступления. Военные силы в подавляющем большинстве финансировались национальными правительствами, которые исторически были целью лоббирования со стороны бюрократов в министерствах, связанных с военными, законодателей из округов, в которых располагались военные базы или крупные военные производственные предприятия, а также представителями частных фирм, участвующих в производстве. оружия и боеприпасов. Поскольку цели и интересы этих различных субъектов в целом совпадают, они как правило, поддерживают друг друга деятельность и формировать взаимно полезные отношения то, что некоторые критики назвали «железным треугольником» между правительственными чиновниками, законодателями и военно-промышленными фирмами. Например, законодатели, получающие взносы на избирательную кампанию от военных фирм, могут голосовать за предоставление финансирования проектам, в которых эти фирмы участвуют, а военные фирмы могут нанимать бывших чиновников министерства обороны в качестве лоббистов.

Некоторые особенности военно-промышленного комплекса различаются в зависимости от того, является ли экономика страны более или менее рыночной. В Соединенных Штатах, например, производство оружия перешло от государственных компаний к частным фирмам в первой половине 20 века. Однако во Франции национальное правительство продолжает владеть и управлять большинством предприятий военного назначения. Хотя в большинстве случаев военно-промышленный комплекс действует в пределах одной страны, в некоторых случаях, например, в Европейском союзе , он носит международный характер, производя системы вооружений, в которых участвуют военные фирмы нескольких разных стран.

Несмотря на такие различия, военно-промышленный комплекс в большинстве экономически развитых стран, как правило, имеет несколько характерных черт: высокотехнологичный промышленный сектор, функционирующий в соответствии со своими собственными правовыми, организационными и финансовыми правилами; квалифицированный персонал, который перемещается между администрацией и производством; и централизованно планируемый контроль количества и качества продукции. Из-за технологической сложности современного оружия и предпочтения в большинстве стран отечественных поставщиков конкуренция на большинстве военных рынков незначительна. Военные службы должны гарантировать, что их поставщики остаются финансово жизнеспособными (в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве это повлекло за собой гарантирование прибыли частных фирм), а поставщики стараются гарантировать, что государственные расходы на их продукцию не уменьшатся.Процесс составления бюджета часто сильно политизирован, системы вооружений, закупаемые национальными правительствами, иногда чрезмерно дороги и имеют сомнительную ценность для безопасности страны. Кроме того, давление крупных военных бюджетов, оказываемое военно-промышленным комплексом, может привести к истощению невоенной промышленной базы страны, потому что, например, квалифицированные рабочие привлекаются к высокооплачиваемой работе в военных компаниях.

Термин « военно-промышленный комплекс» может также относиться к физическому местонахождению военного производства. Военные расходы создают пространственную концентрацию основных подрядчиков, субподрядчиков, консультантов, университетов, квалифицированных рабочих и государственных учреждений, все из которых посвящены исследованиям и разработкам или производству военных систем и технологий. Примеры включают аэрокосмический комплекс в южной Калифорнии, судостроительный комплекс на южном побережье Южной Кореи и изолированный военно-исследовательский комплекс Академгородка.в Сибири. Национальные правительства часто создавали такие комплексы в местах, где не было промышленного производства, за счет массовой миграции квалифицированной рабочей силы, и эти районы стали напоминать корпоративные города, которые предоставляли рабочим и их семьям не только рабочие места, но и жилье, здравоохранение и школы. Необходимость сохранить эту инфраструктуру может способствовать политическому давлению с целью сохранения или увеличения военных расходов. Действительно, иногда правительства предпочитают продолжать финансировать системы вооружений, которые ветви вооруженных сил сочли устаревшими, чтобы сохранить сообщества , которые экономически зависят от их производства — например, бомбардировщик B-2 и подводная лодка Seawolf в Соединенных Штатах.

Распад Советского Союза и окончание холодной войны в 1991 году снижается, по крайней мере , на мгновение, влияние военно-промышленный комплекс во многих странах, особенно в США и России . Однако, отчасти из-за растущего военного присутствия на Ближнем Востоке и озабоченности по поводу терроризма , он остается мощной политической силой как в Соединенных Штатах, так и в России, а также во всем мире.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Тема разработана Все права защищены