Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Африка, Экономика

Экономика Мозамбика

The AdSense verification and Auto ads code should be set up in the AdSense settings. Click on the following button to enable it now. Activate This looks like an AdSense ad. Switch the ad type to “AdSense ad” to make use of more features.

Колониальная экономика характеризовалась частными монополиями, централизованным планированием и государственным маркетингом ключевых продуктов — все это было разработано для стимулирования накопления капитала государством, португальскими поселенцами и португальской торговлей и промышленностью. Колониальная политика исключала большинство африканцев из высококвалифицированных и руководящих должностей вплоть до тех лет, которые непосредственно предшествовали независимости. После обретения независимости Фронт освобождения Мозамбика (Frente de Libertação de Moçambique;Фрилимо ) правительство пыталось изменить колониальные экономические модели, национализируя ключевые свойства, продвигая африканское образование и обучение, и разрушая португальскую и южноазиатскую политику коммерческого распространения. Несмотря на публичную позицию Frelimo против этнической дискриминации , португальские поселенцы и торговцы из Южной Азии, которым угрожает экономическая политика правительства, ушли тысячами. Поселенцы, ожидающие национализации, отказались от своей собственности, добавив по умолчанию доля национальной экономики, которую контролировали государство, и крупные государственные фермы, а также коммунальное и кооперативное земледелие заменили плантации поселенцев и компаний. Однако сельскохозяйственные начинания «Фрилимо» оказались непродуктивными и неуправляемыми, и в сочетании с бегством южноазиатских торговцев и нестабильностью, вызванной партизанскими войнами , большая часть системы сельскохозяйственного производства, торговли и распределения в стране рухнула. Стремясь восстановить экономику, государство в конечном итоге переориентировало экономическую политику в соответствии с планами, навязанными Международным валютным фондом , в котором особое внимание уделялось децентрализации и приватизации и оказывалось содействие семейным фермерам.

Хотя сельское хозяйство является наиболее распространенным видом экономической деятельности, денежные переводы рабочих-мигрантов в Южной Африке и доходы от туризма, а также портового и железнодорожного сектора страны исторически были одинаково важны как источники иностранной валюты. В то время как все эти сектора резко сократились в 1980-х и начале 90-х годов из-за гражданских беспорядков, они восстановились после мирного соглашения 1992 года, и сектор промышленности — в частности, разработка ресурсов, выплавка алюминия и производство электроэнергии — также расширились. К началу 21-го века Мозамбик достиг значительного экономического роста .

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

Хотя в сельском хозяйстве занято около четырех пятых рабочей силы страны, оно составляет лишь около одной пятой валового внутреннего продукта Мозамбика . Большая часть сельскохозяйственного производства происходит из семейных фермерских хозяйств, которые производят две основные культуры кукурузы (кукурузы), в которой Мозамбик был самодостаточен к 1997 году, и маниоку , а также бобы, рис и различные овощи и масличные культуры, такие как арахис (арахис), кунжут и подсолнух. Семейный труд также несет ответственность за сбор значительной части кешьювыращивает орехи и производит хлопок для местного рынка и на экспорт. Хотя сельскохозяйственное производство в большинстве сельских районов в конце 1970-х и 80-х годов сократилось, большая социальная и политическая стабильность и благоприятные климатические условия привели к заметному увеличению производства в 1990-х годах. Сельскохозяйственные показатели особенно уязвимы к стихийным бедствиям, таким как засухи и наводнения; например, в 2000 году сильное наводнение в центральной и южной частях страны серьезно нарушило сельское хозяйство и инфраструктуру в пострадавших регионах.

Сахар, чай, копра и сизаль , разработанные в качестве плантационных культур в колониальную эпоху, все еще производятся частными плантациями, совхозами, спонсируемыми правительством кооперативами и коммунальными деревнями. Орошение происходит главным образом в районе вдоль реки Замбези, который орошается плотиной Кахора-Басса, и в районах бывших поселенцев на юге, особенно вдоль реки Лимпопо , которые орошаются по схемам, разработанным в 1950-х и 60-х годах. Производство говядины и свинины, которое раньше было важным, превзошло производство мяса птицы.

С момента обретения независимости леса вдоль железной дороги Бейра и в провинции Замбезия на севере использовались в качестве основного источника внутреннего топлива, дров и угля в стране, хотя южноафриканские инвесторы заинтересованы в том, чтобы Мозамбик мог обеспечить древесину для строительных материалов и целлюлозы. бумажная промышленность. Лесные ресурсы страны кратко использовались как для экспорта, так и для местного строительного материала в течение 1960-х и 70-х годов, но значительные запасы древесины лиственных пород пережили вырубку лесов в качестве топлива. Тем не менее, больше древесины вырубаются, чем заменяются инициативами по лесовосстановлению , и долгосрочные экологические последствия плантаций эвкалипта вызывают озабоченность.

Рыболовство является одной из областей экономики, которая защищена от отсутствия безопасности в сельских районах. Морские воды Мозамбика содержат омаров, тунца , скумбрии , сардины и анчоусов, но больше всего известны креветками (креветками), которые являются важным экспортным товаром. С 1973 года производство и сбыт морской рыбы, креветок и моллюсков постоянно увеличивался.

Ресурсы и власть

В 1980- х годах природные ресурсы Мозамбика оставались в значительной степени слаборазвитыми, однако благодаря большей политической стабильности после мирного соглашения 1992 года резко возросли инвестиции в широкий спектр проектов освоения ресурсов. Высокогорья Тете в западно-центральной области имеют большие запасы битуминозного угля в Моатизе. Хотя разведка нефти неутешительна, разработка крупных коммерчески выгодных месторождений природного газа в Панде и Темане в провинции Иньямбане была успешной.

Ключевые металлические ресурсы включают высококачественную железную руду и редкий и важный минерал танталит (основная руда тантала ), из которого Мозамбик обладает крупнейшими в мире запасами. Золото, бокситы (основная руда алюминия), графит, мрамор, бентонит и известняк добываются и добываются, а морская соль добывается в прибрежных районах. Другие усилия по развитию были сосредоточены на добыче тяжелых минеральных песков в провинции Замбезия и на проекте по добыче ильменита (основного источника титана) в Моме в провинции Нампула. Другие полезные ископаемые Мозамбика включают марганец , графит, флюорит , платину, никель, уран, асбести бриллианты. Иностранные инвесторы выразили заинтересованность в расширении разработки этих месторождений, тем более что правительство Мозамбика сделало иностранные инвестиции более привлекательными.

В силу своих ресурсов Мозамбик должен теперь стать самым важным производителем и экспортером энергии в Южной Африке . Однако проблемы с пост-независимой безопасностью в стране подрывают производство во всем, кроме переработки импортируемой сырой нефти вблизи Мапуту . Центральным элементом энергетического потенциала Мозамбика являетсяПлотина Кахора Басса на верховьях Замбези. Финансируемый и созданный международным консорциумом в конце колониальной эпохи, он был разработан в сотрудничестве с национальной энергетической компанией Южной Африки для производства электроэнергии в основном для Южной Африки, а не Мозамбика. После завершения строительства плотины в 1974 году менее одной десятой ее электрической мощности ушло в Мозамбик, а остальная часть была передана в промышленный центр Южной Африки. В начале XXI века большая часть его мощностей все еще экспортировалась, прежде всего в Южную Африку. ПортугалияДолго занимал контрольный пакет акций компании, в которой работает Cahora Bassa. После долгих переговоров, соглашение между Португалией и Мозамбиком , что увеличение доли Мозамбика собственности на 85 процентов было реализовано в 2006 году Португалия договорилась в 2012 году отказаться от своей окончательной доли владения в течение следующих двух лет.

Вся национальная электрическая сеть была объектом поражения Ренамо в годы политического конфликта, что сводило на нет усилия по наилучшему использованию страны.гидроэнергетический потенциал и вынуждает города строить и улучшать автономные объекты. Страна смогла отремонтировать большую часть национальной электрической сети в годы после конфликта, и в начале 21-го века почти вся электроэнергия Мозамбика была произведена гидроэлектростанцией . В дополнение к установке Cahora Bassa на реке Ревю есть две частные плотины, которые вырабатывают гидроэлектростанцию.

Производство

В 1975 году промышленный и производственный сектор Мозамбика был типичным для большей части колониальной Африки, поскольку основывался в основном на минимально переработанном сырье для экспорта (креветки, чай, сахар, кешью, цитрусовые, копра, уголь и хлопок) в сочетании с переработкой и легким производством товары для местного потребления . С конца 1950-х до начала 1970-х годов резко возросли местные производственные мощности в ответ на потребительский спрос со стороны растущего городского населения. Ограниченное развитие более тяжелой промышленности, такой как сектор металлообработки и железнодорожного оборудования, было связано с торговыми, сервисными и транспортными соглашениями с соседними странами.

Хотя большая часть квалифицированного рабочего и управленческого класса Мозамбика покинула страну в конце колониального правления, промышленное производство росло незначительно до начала 1980-х годов, когда производство и строительство фактически прекратились. К 1990 году промышленное производство сократилось почти на две трети. Внутренний конфликт прервал поставки сырья изнутри страны, а рост долга и сокращение экспорта вместе усугубили способность Мозамбика импортировать запасные части и другие материалы, необходимые для поддержания производства. Саботаж и перебои с электричеством усугубили ситуацию.

По мере улучшения общего социально-экономического климата в стране в начале 1990-х годов промышленное развитие возобновилось. Хотя уровни производства в цементной промышленности не вернулись к уровням, достигнутым в конце 1970-х годов, другие отрасли расширяются. В конце 90-х годов в центре страны был открыт завод по производству аммиака, а в 2000 году начал работу завод по сборке автомобилей. Ключевым фактором экономического роста в Мозамбике стало открытие алюминиевого завода вблизи Мапуту в 2000 году. Это один из мировых Крупнейшие заводы по производству алюминия, который стал важным экспортным товаром для Мозамбика.

Финансы

Banco de Moçambique выпускает национальную валюту, метику (множественное число). В 1978 году Мозамбик национализировал большую часть своих банковских активов, но к середине 1990-х банковский сектор был приватизирован. Мозамбик занял большие заимствования, чтобы он мог финансировать развитие, уменьшить дефицит иностранной валюты и, в конечном итоге, импортировать предметы первой необходимости, такие как продукты питания; к 90-м годам обслуживание долга потребляло четверть годового дохода в иностранной валюте. В 1984 году Мозамбик согласился вступить во Всемирный банк и Международный валютный фонд(МВФ), а в 1987 году правительство приняло программы реформ в качестве условия для новых займов и грантов. Благодаря успеху Мозамбика в осуществлении программ экономических реформ, а также значительной сумме денег, потраченных на обслуживание долга, Мозамбик получил выгоду от несколькихпланы списания долгов, начавшиеся в 1990-х годах и продолжающиеся в начале 2000-х годов.

В новом экономическом климате поощрялись частные и международные инвестиции, и к концу 90-х годов и в 21-м веке экономика извлекала выгоду из огромного роста иностранных инвестиций. В Мапуту есть фондовая биржа (Bolsa de Valores de Moçambique). Государственная монополия на страхование прекратилась в 1991 году.

Сделки

Важнейший экспорт Мозамбика в стоимостном выражении включает алюминий, креветки и хлопок, в то время как его важнейший импорт в стоимостном выражении включает топливо, машины и запасные части, а также продукты питания. Южная Африка является основным торговым партнером страны. Другими партнерами являются страны Европейского Союза и Азии . Весьма неблагоприятное сальдо торгового баланса Мозамбика постепенно улучшалось в течение 1990-х и начала 2000-х годов.

Сервисы

Приятный климат Мозамбика, прекрасные пляжи и острова Индийского океана сделали его привлекательным местом отдыха для соседней Родезии (ныне Зимбабве) и Южной Африки до обретения независимости. Тем не мение,туризм был разрушен сохраняющейся политической нестабильностью, возникшей с окончанием колониального правления. С мирным урегулированием 1992 года и переходом к правительству большинства в Зимбабве и Южной Африке туризм восстановился до такой степени, что сейчас Мозамбик посещает больше туристов, чем до обретения независимости в 1975 году. Заповедники диких животных восстанавливаются, и Мозамбик создал транснациональные парки и заповедники. районы со Свазилендом и Южной Африкой.

Труд и налогообложение

В колониальный период мужчины часто уходили на оплачиваемую работу в соседние страны, а женщины оставались для выращивания товарных культур, а также культур для внутреннего потребления. Хотяженщины производили значительную часть сельскохозяйственной продукции, они не получали равную оплату и права. Организация женщин Мозамбика (Organização da Mulher Moçambicana; OMM) была основана Frelimo в 1973 году для мобилизации женщин вокруг вопросов, представляющих для них интерес. После обретения независимости многие женщины переехали в города, чтобы воспользоваться новыми экономическими возможностями.

Мозамбикским рабочим, включая женщин, гарантировано право создавать профсоюзы и право на забастовку в Конституции 1990 года. Созданы многочисленные профсоюзы, многие из которых участвовали в Организации мозамбикских рабочих, которая открыто критиковала политику правительства в отношении свободного рынка.

Государственный доход поступает от налогов на доходы и товары и услуги, а также от таможенных пошлин. Налоговая система Мозамбика была значительно реформирована в 1996 году и с тех пор была изменена. Такие изменения включали введение налога на добавленную стоимость в 1999 году и усовершенствования методов сбора налогов и их применения в 2001 году.

Транспорт и связь

Транспортный сектор Мозамбика отражает историческое развитие страны по отношению к соседям. Национальные автодорожные, железнодорожные и портовые сектора были первоначально разработаны государством и чартерными компаниями в первую очередь для обслуживания торговых и транспортных потребностей Южной Африки , Зимбабве и Малави — западных соседей Мозамбика. Из-за этого в стране хорошо развиты железнодорожные и автомобильные системы с востока на запад, которые связывают ее порты с ключевыми промышленными и горнодобывающими регионами этих стран. В отличие от этого, здесь мало дорог с твердым покрытием и практически нет железных дорог, ориентированных с севера на юг.

Мапуту, Мозамбик, портовый и железнодорожный комплекс
Мапуту, Мозамбик, порт и железнодорожный комплекс

Потенциал Мозамбика как транспортного центра для внутреннего пространства находится на одном уровне с его энергетическими возможностями, причем международные порты в Мапуту, Бейра и Накала являются одними из лучших на континенте. Есть также меньшие, менее развитые порты от Пембы на севере до Иньямбане на юге. Портовый и железнодорожный комплекс в Мапуту был создан в конце 19-го века в ответ на развитие золотодобывающей и угледобывающей промышленности Йоханнесбурга и северо-восточной части Южной Африки. Колониальному государству удалось связать доступ горнодобывающей промышленности к контрактной рабочей силе Мозамбика с обязательством экспортировать значительную фиксированную часть экспорта полезных ископаемых региона через Мапуту, таким образом гарантируя услуги и таможенные доходы порта. Последующие железнодорожные линии связали Мапуту сСвазиленд, а в 1955 году — горнодобывающий район Гверу в Родезии (ныне Зимбабве).

Бейра обеспечивает автомобильный и железнодорожный доступ к Зимбабве через то, что стало называться Коридором Бейра. Он также связан железной дорогой с Малави и угольными шахтами Моатиз около Тете . Железнодорожное сообщение отБейра в Зимбабве и Малави были первоначально разработаны Мозамбикской компанией и перешли под контроль португальского колониального правительства в 1947 году. Когда Зимбабве стала независимой в 1980 году, международные инвесторы из Соединенного Королевства вновь проявили интерес к восстановлению и модернизации коридора, который, хотя и был кратковременно закрыт во время внутреннего конфликта, был вновь открыт в 1987 году при поддержке зимбабвийских военных патрулей.

Накала , хотя она была повреждена циклоном в середине 1990-х годов, имеет лучшие в стране природные гавани и новейшие портовые сооружения и имеет хорошие возможности для развития сельского хозяйства на севере. Малави имеет железнодорожную линию, соединяющую порт и железную дорогу Накалы.

Паромное сообщение доступно вдоль нижней Замбези в Луабо и Марромеу и выше Кахора-Басса между Чикоа и Зумбо, районом, который находится недалеко от точки, где Мозамбик встречается как с Замбией, так и с Зимбабве. Паромы также обслуживают озеро Ньяса с мозамбикскими портами в Метангуле и Мепонде.

Частные самолеты первыми стали регулярно летать в Мозамбике, но после Второй мировой войны Национальная авиакомпания Португалии открыла маршрут между Бейрой и Мапуту . Со временем колониальный Мозамбик разработал собственную авиакомпанию. В 1980 году его заменилиМозамбикские авиалинии (Linhas Aéreas de Moçambique; LAM), национальный перевозчик, который также предоставляет международные услуги. Мозамбик имеет ряд внутренних аэропортов и международных аэропортов в Бейре, Виланкулосе и Мапуту.

Большая часть существующей сети внутренних соединительных дорог и взлетно-посадочных полос в северных и центральных районах была разработана в 1960-х и 70-х годах в рамках стратегии Португалии по борьбе с повстанцами, в которой воздушный транспорт был заменен менее безопасным сельским дорогам. Пассажирские пассажирские перевозки развивались обратно пропорционально железнодорожным и автомобильным дорогам, неуклонно увеличиваясь с конца 1970-х годов, поскольку автомобильные и железнодорожные пути сократились в ответ на угрозу засады. Поэтому внутренние рейсы по маршруту север-юг в стране лучше обслуживаются авиакомпаниями, чем более ориентированной на восток-запад автомобильной или железнодорожной системой.

Частично в ответ на долгое ожидание установки услуги наземной телефонной связи использование сотовых телефонов быстро расширилось в начале 21-го века; Однако использование и доступ в Интернет были ограничены и увеличивались гораздо более медленными темпами.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Тема разработана Все права защищены