Колониальная экономика характеризовалась частными монополиями, централизованным планированием и государственным маркетингом ключевых продуктов — все это было разработано для стимулирования накопления капитала государством, португальскими поселенцами и португальской торговлей и промышленностью. Колониальная политика исключала большинство африканцев из высококвалифицированных и руководящих должностей вплоть до тех лет, которые непосредственно предшествовали независимости. После обретения независимости Фронт освобождения Мозамбика (Frente de Libertação de Moçambique;Фрилимо ) правительство пыталось изменить колониальные экономические модели, национализируя ключевые свойства, продвигая африканское образование и обучение, и разрушая португальскую и южноазиатскую политику коммерческого распространения. Несмотря на публичную позицию Frelimo против этнической дискриминации , португальские поселенцы и торговцы из Южной Азии, которым угрожает экономическая политика правительства, ушли тысячами. Поселенцы, ожидающие национализации, отказались от своей собственности, добавив по умолчанию доля национальной экономики, которую контролировали государство, и крупные государственные фермы, а также коммунальное и кооперативное земледелие заменили плантации поселенцев и компаний. Однако сельскохозяйственные начинания «Фрилимо» оказались непродуктивными и неуправляемыми, и в сочетании с бегством южноазиатских торговцев и нестабильностью, вызванной партизанскими войнами , большая часть системы сельскохозяйственного производства, торговли и распределения в стране рухнула. Стремясь восстановить экономику, государство в конечном итоге переориентировало экономическую политику в соответствии с планами, навязанными Международным валютным фондом , в котором особое внимание уделялось децентрализации и приватизации и оказывалось содействие семейным фермерам.
Хотя сельское хозяйство является наиболее распространенным видом экономической деятельности, денежные переводы рабочих-мигрантов в Южной Африке и доходы от туризма, а также портового и железнодорожного сектора страны исторически были одинаково важны как источники иностранной валюты. В то время как все эти сектора резко сократились в 1980-х и начале 90-х годов из-за гражданских беспорядков, они восстановились после мирного соглашения 1992 года, и сектор промышленности — в частности, разработка ресурсов, выплавка алюминия и производство электроэнергии — также расширились. К началу 21-го века Мозамбик достиг значительного экономического роста .
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
Хотя в сельском хозяйстве занято около четырех пятых рабочей силы страны, оно составляет лишь около одной пятой валового внутреннего продукта Мозамбика . Большая часть сельскохозяйственного производства происходит из семейных фермерских хозяйств, которые производят две основные культуры кукурузы (кукурузы), в которой Мозамбик был самодостаточен к 1997 году, и маниоку , а также бобы, рис и различные овощи и масличные культуры, такие как арахис (арахис), кунжут и подсолнух. Семейный труд также несет ответственность за сбор значительной части кешьювыращивает орехи и производит хлопок для местного рынка и на экспорт. Хотя сельскохозяйственное производство в большинстве сельских районов в конце 1970-х и 80-х годов сократилось, большая социальная и политическая стабильность и благоприятные климатические условия привели к заметному увеличению производства в 1990-х годах. Сельскохозяйственные показатели особенно уязвимы к стихийным бедствиям, таким как засухи и наводнения; например, в 2000 году сильное наводнение в центральной и южной частях страны серьезно нарушило сельское хозяйство и инфраструктуру в пострадавших регионах.
Сахар, чай, копра и сизаль , разработанные в качестве плантационных культур в колониальную эпоху, все еще производятся частными плантациями, совхозами, спонсируемыми правительством кооперативами и коммунальными деревнями. Орошение происходит главным образом в районе вдоль реки Замбези, который орошается плотиной Кахора-Басса, и в районах бывших поселенцев на юге, особенно вдоль реки Лимпопо , которые орошаются по схемам, разработанным в 1950-х и 60-х годах. Производство говядины и свинины, которое раньше было важным, превзошло производство мяса птицы.
С момента обретения независимости леса вдоль железной дороги Бейра и в провинции Замбезия на севере использовались в качестве основного источника внутреннего топлива, дров и угля в стране, хотя южноафриканские инвесторы заинтересованы в том, чтобы Мозамбик мог обеспечить древесину для строительных материалов и целлюлозы. бумажная промышленность. Лесные ресурсы страны кратко использовались как для экспорта, так и для местного строительного материала в течение 1960-х и 70-х годов, но значительные запасы древесины лиственных пород пережили вырубку лесов в качестве топлива. Тем не менее, больше древесины вырубаются, чем заменяются инициативами по лесовосстановлению , и долгосрочные экологические последствия плантаций эвкалипта вызывают озабоченность.
Рыболовство является одной из областей экономики, которая защищена от отсутствия безопасности в сельских районах. Морские воды Мозамбика содержат омаров, тунца , скумбрии , сардины и анчоусов, но больше всего известны креветками (креветками), которые являются важным экспортным товаром. С 1973 года производство и сбыт морской рыбы, креветок и моллюсков постоянно увеличивался.
Ресурсы и власть
В 1980- х годах природные ресурсы Мозамбика оставались в значительной степени слаборазвитыми, однако благодаря большей политической стабильности после мирного соглашения 1992 года резко возросли инвестиции в широкий спектр проектов освоения ресурсов. Высокогорья Тете в западно-центральной области имеют большие запасы битуминозного угля в Моатизе. Хотя разведка нефти неутешительна, разработка крупных коммерчески выгодных месторождений природного газа в Панде и Темане в провинции Иньямбане была успешной.
Ключевые металлические ресурсы включают высококачественную железную руду и редкий и важный минерал танталит (основная руда тантала ), из которого Мозамбик обладает крупнейшими в мире запасами. Золото, бокситы (основная руда алюминия), графит, мрамор, бентонит и известняк добываются и добываются, а морская соль добывается в прибрежных районах. Другие усилия по развитию были сосредоточены на добыче тяжелых минеральных песков в провинции Замбезия и на проекте по добыче ильменита (основного источника титана) в Моме в провинции Нампула. Другие полезные ископаемые Мозамбика включают марганец , графит, флюорит , платину, никель, уран, асбести бриллианты. Иностранные инвесторы выразили заинтересованность в расширении разработки этих месторождений, тем более что правительство Мозамбика сделало иностранные инвестиции более привлекательными.
В силу своих ресурсов Мозамбик должен теперь стать самым важным производителем и экспортером энергии в Южной Африке . Однако проблемы с пост-независимой безопасностью в стране подрывают производство во всем, кроме переработки импортируемой сырой нефти вблизи Мапуту . Центральным элементом энергетического потенциала Мозамбика являетсяПлотина Кахора Басса на верховьях Замбези. Финансируемый и созданный международным консорциумом в конце колониальной эпохи, он был разработан в сотрудничестве с национальной энергетической компанией Южной Африки для производства электроэнергии в основном для Южной Африки, а не Мозамбика. После завершения строительства плотины в 1974 году менее одной десятой ее электрической мощности ушло в Мозамбик, а остальная часть была передана в промышленный центр Южной Африки. В начале XXI века большая часть его мощностей все еще экспортировалась, прежде всего в Южную Африку. ПортугалияДолго занимал контрольный пакет акций компании, в которой работает Cahora Bassa. После долгих переговоров, соглашение между Португалией и Мозамбиком , что увеличение доли Мозамбика собственности на 85 процентов было реализовано в 2006 году Португалия договорилась в 2012 году отказаться от своей окончательной доли владения в течение следующих двух лет.
Вся национальная электрическая сеть была объектом поражения Ренамо в годы политического конфликта, что сводило на нет усилия по наилучшему использованию страны.гидроэнергетический потенциал и вынуждает города строить и улучшать автономные объекты. Страна смогла отремонтировать большую часть национальной электрической сети в годы после конфликта, и в начале 21-го века почти вся электроэнергия Мозамбика была произведена гидроэлектростанцией . В дополнение к установке Cahora Bassa на реке Ревю есть две частные плотины, которые вырабатывают гидроэлектростанцию.
Производство
В 1975 году промышленный и производственный сектор Мозамбика был типичным для большей части колониальной Африки, поскольку основывался в основном на минимально переработанном сырье для экспорта (креветки, чай, сахар, кешью, цитрусовые, копра, уголь и хлопок) в сочетании с переработкой и легким производством товары для местного потребления . С конца 1950-х до начала 1970-х годов резко возросли местные производственные мощности в ответ на потребительский спрос со стороны растущего городского населения. Ограниченное развитие более тяжелой промышленности, такой как сектор металлообработки и железнодорожного оборудования, было связано с торговыми, сервисными и транспортными соглашениями с соседними странами.
Хотя большая часть квалифицированного рабочего и управленческого класса Мозамбика покинула страну в конце колониального правления, промышленное производство росло незначительно до начала 1980-х годов, когда производство и строительство фактически прекратились. К 1990 году промышленное производство сократилось почти на две трети. Внутренний конфликт прервал поставки сырья изнутри страны, а рост долга и сокращение экспорта вместе усугубили способность Мозамбика импортировать запасные части и другие материалы, необходимые для поддержания производства. Саботаж и перебои с электричеством усугубили ситуацию.
По мере улучшения общего социально-экономического климата в стране в начале 1990-х годов промышленное развитие возобновилось. Хотя уровни производства в цементной промышленности не вернулись к уровням, достигнутым в конце 1970-х годов, другие отрасли расширяются. В конце 90-х годов в центре страны был открыт завод по производству аммиака, а в 2000 году начал работу завод по сборке автомобилей. Ключевым фактором экономического роста в Мозамбике стало открытие алюминиевого завода вблизи Мапуту в 2000 году. Это один из мировых Крупнейшие заводы по производству алюминия, который стал важным экспортным товаром для Мозамбика.
Финансы
Banco de Moçambique выпускает национальную валюту, метику (множественное число). В 1978 году Мозамбик национализировал большую часть своих банковских активов, но к середине 1990-х банковский сектор был приватизирован. Мозамбик занял большие заимствования, чтобы он мог финансировать развитие, уменьшить дефицит иностранной валюты и, в конечном итоге, импортировать предметы первой необходимости, такие как продукты питания; к 90-м годам обслуживание долга потребляло четверть годового дохода в иностранной валюте. В 1984 году Мозамбик согласился вступить во Всемирный банк и Международный валютный фонд(МВФ), а в 1987 году правительство приняло программы реформ в качестве условия для новых займов и грантов. Благодаря успеху Мозамбика в осуществлении программ экономических реформ, а также значительной сумме денег, потраченных на обслуживание долга, Мозамбик получил выгоду от несколькихпланы списания долгов, начавшиеся в 1990-х годах и продолжающиеся в начале 2000-х годов.
В новом экономическом климате поощрялись частные и международные инвестиции, и к концу 90-х годов и в 21-м веке экономика извлекала выгоду из огромного роста иностранных инвестиций. В Мапуту есть фондовая биржа (Bolsa de Valores de Moçambique). Государственная монополия на страхование прекратилась в 1991 году.
Сделки
Важнейший экспорт Мозамбика в стоимостном выражении включает алюминий, креветки и хлопок, в то время как его важнейший импорт в стоимостном выражении включает топливо, машины и запасные части, а также продукты питания. Южная Африка является основным торговым партнером страны. Другими партнерами являются страны Европейского Союза и Азии . Весьма неблагоприятное сальдо торгового баланса Мозамбика постепенно улучшалось в течение 1990-х и начала 2000-х годов.
Сервисы
Приятный климат Мозамбика, прекрасные пляжи и острова Индийского океана сделали его привлекательным местом отдыха для соседней Родезии (ныне Зимбабве) и Южной Африки до обретения независимости. Тем не мение,туризм был разрушен сохраняющейся политической нестабильностью, возникшей с окончанием колониального правления. С мирным урегулированием 1992 года и переходом к правительству большинства в Зимбабве и Южной Африке туризм восстановился до такой степени, что сейчас Мозамбик посещает больше туристов, чем до обретения независимости в 1975 году. Заповедники диких животных восстанавливаются, и Мозамбик создал транснациональные парки и заповедники. районы со Свазилендом и Южной Африкой.
Труд и налогообложение
В колониальный период мужчины часто уходили на оплачиваемую работу в соседние страны, а женщины оставались для выращивания товарных культур, а также культур для внутреннего потребления. Хотяженщины производили значительную часть сельскохозяйственной продукции, они не получали равную оплату и права. Организация женщин Мозамбика (Organização da Mulher Moçambicana; OMM) была основана Frelimo в 1973 году для мобилизации женщин вокруг вопросов, представляющих для них интерес. После обретения независимости многие женщины переехали в города, чтобы воспользоваться новыми экономическими возможностями.
Мозамбикским рабочим, включая женщин, гарантировано право создавать профсоюзы и право на забастовку в Конституции 1990 года. Созданы многочисленные профсоюзы, многие из которых участвовали в Организации мозамбикских рабочих, которая открыто критиковала политику правительства в отношении свободного рынка.
Государственный доход поступает от налогов на доходы и товары и услуги, а также от таможенных пошлин. Налоговая система Мозамбика была значительно реформирована в 1996 году и с тех пор была изменена. Такие изменения включали введение налога на добавленную стоимость в 1999 году и усовершенствования методов сбора налогов и их применения в 2001 году.
Транспорт и связь
Транспортный сектор Мозамбика отражает историческое развитие страны по отношению к соседям. Национальные автодорожные, железнодорожные и портовые сектора были первоначально разработаны государством и чартерными компаниями в первую очередь для обслуживания торговых и транспортных потребностей Южной Африки , Зимбабве и Малави — западных соседей Мозамбика. Из-за этого в стране хорошо развиты железнодорожные и автомобильные системы с востока на запад, которые связывают ее порты с ключевыми промышленными и горнодобывающими регионами этих стран. В отличие от этого, здесь мало дорог с твердым покрытием и практически нет железных дорог, ориентированных с севера на юг.
Мапуту, Мозамбик, портовый и железнодорожный комплекс
Мапуту, Мозамбик, порт и железнодорожный комплекс
Потенциал Мозамбика как транспортного центра для внутреннего пространства находится на одном уровне с его энергетическими возможностями, причем международные порты в Мапуту, Бейра и Накала являются одними из лучших на континенте. Есть также меньшие, менее развитые порты от Пембы на севере до Иньямбане на юге. Портовый и железнодорожный комплекс в Мапуту был создан в конце 19-го века в ответ на развитие золотодобывающей и угледобывающей промышленности Йоханнесбурга и северо-восточной части Южной Африки. Колониальному государству удалось связать доступ горнодобывающей промышленности к контрактной рабочей силе Мозамбика с обязательством экспортировать значительную фиксированную часть экспорта полезных ископаемых региона через Мапуту, таким образом гарантируя услуги и таможенные доходы порта. Последующие железнодорожные линии связали Мапуту сСвазиленд, а в 1955 году — горнодобывающий район Гверу в Родезии (ныне Зимбабве).
Бейра обеспечивает автомобильный и железнодорожный доступ к Зимбабве через то, что стало называться Коридором Бейра. Он также связан железной дорогой с Малави и угольными шахтами Моатиз около Тете . Железнодорожное сообщение отБейра в Зимбабве и Малави были первоначально разработаны Мозамбикской компанией и перешли под контроль португальского колониального правительства в 1947 году. Когда Зимбабве стала независимой в 1980 году, международные инвесторы из Соединенного Королевства вновь проявили интерес к восстановлению и модернизации коридора, который, хотя и был кратковременно закрыт во время внутреннего конфликта, был вновь открыт в 1987 году при поддержке зимбабвийских военных патрулей.
Накала , хотя она была повреждена циклоном в середине 1990-х годов, имеет лучшие в стране природные гавани и новейшие портовые сооружения и имеет хорошие возможности для развития сельского хозяйства на севере. Малави имеет железнодорожную линию, соединяющую порт и железную дорогу Накалы.
Паромное сообщение доступно вдоль нижней Замбези в Луабо и Марромеу и выше Кахора-Басса между Чикоа и Зумбо, районом, который находится недалеко от точки, где Мозамбик встречается как с Замбией, так и с Зимбабве. Паромы также обслуживают озеро Ньяса с мозамбикскими портами в Метангуле и Мепонде.
Частные самолеты первыми стали регулярно летать в Мозамбике, но после Второй мировой войны Национальная авиакомпания Португалии открыла маршрут между Бейрой и Мапуту . Со временем колониальный Мозамбик разработал собственную авиакомпанию. В 1980 году его заменилиМозамбикские авиалинии (Linhas Aéreas de Moçambique; LAM), национальный перевозчик, который также предоставляет международные услуги. Мозамбик имеет ряд внутренних аэропортов и международных аэропортов в Бейре, Виланкулосе и Мапуту.
Большая часть существующей сети внутренних соединительных дорог и взлетно-посадочных полос в северных и центральных районах была разработана в 1960-х и 70-х годах в рамках стратегии Португалии по борьбе с повстанцами, в которой воздушный транспорт был заменен менее безопасным сельским дорогам. Пассажирские пассажирские перевозки развивались обратно пропорционально железнодорожным и автомобильным дорогам, неуклонно увеличиваясь с конца 1970-х годов, поскольку автомобильные и железнодорожные пути сократились в ответ на угрозу засады. Поэтому внутренние рейсы по маршруту север-юг в стране лучше обслуживаются авиакомпаниями, чем более ориентированной на восток-запад автомобильной или железнодорожной системой.
Частично в ответ на долгое ожидание установки услуги наземной телефонной связи использование сотовых телефонов быстро расширилось в начале 21-го века; Однако использование и доступ в Интернет были ограничены и увеличивались гораздо более медленными темпами.
Добавить комментарий