Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Азия, Экономика

Турция — страна с уровнем дохода выше среднего

Результаты экономического и социального развития Турции с 2000 года были впечатляющими. Макроэкономическая и фискальная стабильность были в центре ее деятельности, что привело к увеличению занятости и доходов и сделало Турцию страной с уровнем дохода выше среднего. 

Турция сохраняет долгосрочную направленность на реализацию широких и амбициозных реформ во многих областях, а государственные программы ориентированы на уязвимые группы и неблагополучные регионы. Уровень бедности более чем вдвое сократился за 2002–2015 годы, а уровень крайней нищеты снизился еще быстрее. 

За это время Турция значительно урбанизировалась, открылась для внешней торговли и финансов, привела многие законы и правила в соответствие со стандартами Европейского Союза (ЕС) и значительно расширила доступ к государственным услугам. Это также хорошо восстановилось после глобального кризиса 2008/09 гг. 

Реакция Турции на приток примерно 3,6 миллиона сирийских беженцев является образцовым и служит примером для других стран, принимающих беженцев. 

Тем не менее, некоторые из высоко оцениваемых достижений Турции в области развития замедлились после длительного периода успеха, усугубленного экономической нестабильностью середины 2018 года. 

Сегодня страна по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в области человеческого развития: неравенство растет после кризиса 2008/09 года; рынок труда продолжает оставаться слишком жестким; участие женщин в рабочей силе значительно ниже стран сравнения; и образовательные показатели ослабли.

ПОСЛЕДНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Последние шесть месяцев были отмечены волатильностью рынка и растущим экономическим напряжением в Турции. Усиление условий глобальной ликвидности и макроэкономический дисбаланс (инфляция в годовом исчислении на 17,9% к августу, дефицит текущего счета на 6,5% к июню, рост на 6,2% год к году в первой половине 2018 года) привели к высокой доходности облигаций и снижение стоимости лиры на 50% с начала 2018 года. Хотя рынки оправились от первого шока в мае, в августе ситуация еще более ухудшилась. 

Спрос начал замедляться в третьем квартале 2018 года, что вызвало корректировку со стороны предложения. Более слабая лира и более медленный рост увеличили бремя частного внешнего долга. 

С апреля банки уже реструктурировали корпоративный долг на сумму более 20 миллиардов долларов США. Опасения по поводу рисков внешнего финансирования возросли. Усилия Центрального банка, направленные на то, чтобы компенсировать это за счет мер ликвидности, сократили международные резервы (в настоящее время около 90 млрд долларов США). 

В течение последнего десятилетия уровень бедности постоянно уменьшался, но последние тенденции на рынке труда представляют собой риск снижения устойчивости этого прогресса. Хотя высокие темпы экономического роста привели к снижению уровня безработицы в течение 2017 года, в последние месяцы эта тенденция изменилась. С учетом сезонных колебаний несельскохозяйственная безработица выросла с 11,8% в феврале 2018 года до 12,5% в мае. 

Более слабая лира помогла сузить торговый дисбаланс за последние три месяца до июля. В июне Центральный банк вернулся к обычной единой учетной ставке и с марта повысил ее более чем на 1000 базисных пунктов до 24% в сентябре. В августе власти внесли нормативные изменения, направленные на обеспечение ликвидности и предотвращение спекуляций на рынке.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Экономические перспективы подвержены более высоким уровням неопределенности с повышенными шансами нисходящей корректировки роста. Прогнозируется, что рост будет умеренным: с 7,4% в 2017 году до 3,7% в 2018 году и 2,3% в 2019 году. Это предполагает некоторую корректировку политики (жесткая денежно-кредитная политика, фискальная дисциплина, частичная реструктуризация корпоративного долга). Ожидается, что потребление будет умеренным, а инвестиции, по прогнозам, сократятся из-за кредитного кризиса и сохраняющейся неопределенности. 

Комплексный пакет стабилизации, с согласованной структурой политики, четкими вехами и активным взаимодействием, может привести к более мягкой адаптации и более быстрому восстановлению. С другой стороны, политическая неопределенность и бездействие могут привести экономику к более глубокому кризису. 

Прогнозируется, что валютное и инфляционное давление останется высоким в течение следующего года. Турция имеет значительную потребность во внешнем финансировании. Будет некоторая отсрочка, поскольку, согласно прогнозам, дефицит счета текущих операций сократится с 5,6% в 2017 году до 4,7% в 2018 году. 

Государственные финансы будут сжиматься из-за замедления доходов, вызванного замедлением роста и падением спроса на импорт, а также ростом расходов на бюджетное финансирование из-за роста доходности облигаций. Прогнозируется, что дефицит бюджета вырастет до 3,8% ВВП в 2018 году. В то же время в нынешних экономических условиях может потребоваться дополнительная социальная помощь для защиты бедных. 

Прогнозируется, что уровень бедности будет снижаться медленными темпами, с 9,3% в 2017 году до 9% в 2018 году и 8,8% в 2019 году, что измеряется чертой бедности в странах с уровнем дохода выше среднего (5,5 долл. США в день в паритете покупательной способности в 2011 году). Прогноз, однако, зависит от неопределенности в отношении прогнозируемого роста, рынка труда, а также инфляции в сфере продовольствия и непродовольственных товаров.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика

Theme by Anders Norén