После президентских выборов в апреле 2018 года правительство Азербайджана претерпело значительные изменения. К ним относятся назначение нового премьер-министра и назначение нескольких ключевых министров, отвечающих за образование, налоговые реформы, развитие сельского хозяйства и сельских районов, окружающую среду и энергетику. Перед новым правительством была поставлена ​​задача продолжить реформы, начатые после экономического спада 2016 года. 

Азербайджан 2017
Население, млн 9,8
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США 40,7
ВВП на душу населения, в текущих ценах 4184
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2017) 71,8

При поддержке благоприятных условий торговли и стабилизации добычи нефти экономика Азербайджана выросла на 1,3% в первой половине 2018 года. По мере того, как ослабление влияния амортизации 2015 года, годовая инфляция снизилась до 2,3% в первой половине 2018 года. восстановление, хотя и скромное, вероятно, положительно повлияло на рост занятости. Ожидается, что уровень бедности будет продолжать снижаться в течение 2018 года после небольшого всплеска в 2016 году, в год экономического спада.

Ожидается, что экономическая активность в основных торговых партнерах Азербайджана — России, Турции и Иране — замедлится, что может негативно повлиять на спрос на не нефтяной экспорт из Азербайджана и, в свою очередь, потенциально увеличить давление на обменный курс и снизить доверие рынка к Азербайджану.

С внутренней стороны основным риском является замедление реализации структурных реформ и неполная основа макро-фискальной политики. Для перехода Азербайджана к новой модели роста необходимы структурные реформы, направленные на улучшение бизнес-среды, сокращение экономического влияния государства и продвижение верховенства закона. 

ПОСЛЕДНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Экономика Азербайджана выросла на 1,3% в первой половине 2018 года. Улучшение условий торговли способствовало оживлению производства в сфере услуг. Объем сельскохозяйственного производства увеличился на 6,5% в годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) благодаря росту экспорта в Российскую Федерацию 

Строительный сектор — единственный сектор, который еще не восстановился до уровня добычи до 2016 года — продолжал сокращаться в первой половине 2018 года, что отражает завершение работ на крупных газовых месторождениях.  

Повышение цен на нефть и стабилизация добычи нефти увеличили профицит счета текущих операций до примерно 8% ВВП в первой половине 2018 года.

Несмотря на то, что ненефтяной экспорт вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря сильному экспорту сельскохозяйственной продукции, дефицит счета текущих операций в ненефтяном секторе Азербайджана оценивался в более чем 20% ВВП. 

По мере того, как влияние амортизации в 2015 году исчезло, годовая инфляция в первой половине 2018 года снизилась до 2,3%. В ответ на снижение инфляционного давления и более благоприятные внешние условия Центральный банк дважды снизил учетную ставку в 2018 году с 13 до 10%. , 

Правительство приняло новое фискальное правило, новые процедуры среднесрочного бюджетирования и новую стратегию управления долгом, которая устанавливает пределы роста расходов. 

Ситуация в банковской системе остается нестабильной, с некоторыми ранними признаками восстановления. Рост кредитования увеличился на 3% в первой половине 2018 года после двухлетнего спада.

Несмотря на то, что он остается на тревожно высоком уровне, коэффициент необслуживаемых кредитов стабилизировался в первой половине года. 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В среднесрочной перспективе экономические показатели Азербайджана будут улучшаться, чему способствует экспорт природного газа и умеренное ускорение внутреннего спроса. Рост не нефтяного сектора, который, как ожидается, составит в среднем 2,7% в среднесрочной перспективе, выиграет от стабилизации цен на нефть, повышения доверия к рынку, постепенного восстановления инвестиций и улучшений в банковском секторе. Ожидается, что в отсутствие внешних шоков инфляция останется ниже 3%.

Если цены на нефть останутся на текущих уровнях, профицит счета текущих операций, по прогнозам, составит в среднем 10% ВВП к 2020 году. Ожидается, что рост импорта ускорится благодаря дальнейшему реальному удорожанию маната. Бюджетные расходы будут неуклонно расти, хотя правительство, вероятно, будет сохранять осторожность из-за растущей неопределенности на мировых финансовых рынках. 

Недавно принятая среднесрочная структура расходов, налоговое правило и законодательство об управлении долгом должны поддержать усилия по ограничению бюджета. По прогнозам, с помощью стабилизации цен на нефть сальдо бюджета останется в профиците в среднесрочной перспективе.

Среднесрочный прогноз дает возможность преодолеть некоторые критические ограничения, с которыми сталкиваются частные инвестиции. Реакция правительства должна будет включать реформирование бизнес-среды, исправление уязвимости банковского сектора, сокращение присутствия государства в экономике и содействие более справедливой конкуренции. 

Сокращение расходов на социальную защиту, а также медленное восстановление экономики будут тормозить прогресс в сокращении бедности. Учитывая нынешние уровни бедности, для ее искоренения потребуется политика, ориентированная на слои населения, где уровень бедности остается значительным.