Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Европа, Экономика

Экономика Швеции

Валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения в Швеции является одним из самых высоких в мире, но так же как и его налоги. Большинство предприятий находятся в частной собственности и ориентированы на рынок, но если учитывать трансфертные платежи, такие как пенсии, пособия по болезни и детские пособия, примерно три пятых валового внутреннего продукта (ВВП) проходит через государственный сектор . Расходы на образование, здравоохранение и уход за детьми в основном покрываются за счет налогообложения. Однако участие правительства в распределении национального дохода уменьшилось за последние два десятилетия 20-го века.

Поскольку стоимость экспорта составляет около одной трети от ВВП, Швеция в значительной степени зависит от свободной международной торговли для поддержания своего уровня жизни. В 1991 году Швеция присоединила свою валюту, крону, к ecu(европейская валютная единица, замененная в 1999 году на евро), но в 1992 году Швеция отказалась от своей привязки к ecu и позволила оценке кроны плавать. Валюта Швеции оставалась независимой даже после того, как страна стала полноправным членом Европейского союза (ЕС) в 1995 году. В 1999 году был учрежден исполнительный совет риксбанка Швеции для определения денежно-кредитной политики.и поддерживать стабильность цен. Швеция также должна справиться с проблемами конкурентоспособности, которые заставили промышленность инвестировать гораздо больше за рубежом, чем дома. Большинство крупных промышленных компаний Швеции являются транснациональными, а некоторые нанимают больше людей за границей, чем в Швеции, где производственные затраты высоки.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

Вегетационный сезон в Швеции колеблется от примерно 240 дней на юге до 120 дней на севере. Менее одной десятой территории Швеции находится в стадии обработки. Большая часть пахотных земель находится в южной части Швеции, но до Северного полярного круга есть пахотные участки . На юге доминируют пшеница, ячмень, сахарная свекла, масличные культуры, картофель и основные овощи, а на севере сено и картофель являются основными культурами. В Швеции в целом животноводство более важно, чем зерновое . Молочные коровы важны во всех частях страны, в то время как свиноводство и птицеводство сосредоточены на крайнем юге. Урожайность шведских ферм — одна из самых высоких в мире. Экологические проблемы, однако, сделали необходимым уменьшить использование удобрений.

Около половины шведских лесных угодий находятся в частной собственности, около четверти принадлежат компании и около четверти принадлежат государству. Лесные работы были дополнительной зимней работой для мелких фермеров, использующих своих лошадей; сегодня лесное хозяйство осуществляется круглогодично небольшой рабочей силой и большим современным оборудованием. Почти три четверти всех шведских ферм имеют лесные угодья. Среднее время отрастания и сбора урожая ели и сосны составляет около 50 лет на юге и примерно 140 лет на севере. С конца 19-го века лесное хозяйство в Швеции ведется на основе устойчивого урожая, что устанавливает строгое соблюдение соотношения между вырубкой и новым ростом. Современные крупномасштабные методы лесного хозяйства подверглись серьезной критике , и были проведены крупные реформы в 1990-х годах. В середине 1990-х годов было проведено тщательное картирование и инвентаризация основных лесных мест обитания для выявления районов с высокой ценностью биоразнообразия.

Рыболовство занимает небольшой сектор экономики Швеции. Благодаря международным соглашениям Швеция утратила некоторые свои традиционные рыболовные районы в Северном море . Сельдь , треска , камбала , скумбрия и лосось вылавливаются вместе с креветками и лобстерами. Гетеборг является ведущей рыбацкой гаванью и рыбным рынком.

Ресурсы и власть

Древесина, металлические руды и гидроэнергетика составляют историческую основу индустриальной экономики Швеции. Страна испытывает недостаток в ископаемом топливе и должна полагаться на импорт для своих нужд. Гидроэлектроэнергия используется в высокой степени, но обеспечивает только около половины необходимой электрической энергии; большая часть остального происходит от ядерной энергии .

Швеция хорошо обеспечена минеральными ресурсами. Огромные государственные месторождения железной руды на Кируны в Лапландии были открыты для экспорта в конце 19 века. В районе Болиден в Норрланде добывается широкий спектр металлов, включая золото, медь, свинец и цинк. Месторождения меди, серебра и железной руды в центральной Швеции либо в значительной степени исчерпаны, либо их невыгодно добывать.

производство

Производство ориентировано на экспорт и дает основную часть экспортного дохода Швеции. Тем не менее, количество работников, занятых в частной промышленности, меньше, чем число государственных служащих.

Швеция является крупным мировым экспортером лесных товаров. Лесоматериалы транспортируются через плотную автомобильную и железнодорожную сеть. Лесопильные и целлюлозно-бумажные заводы перерабатывают лесоматериалы. Шведские производители производят различные изделия из дерева, включая бумагу, доски, сборные дома и мебель. Целлюлозно-бумажная промышленность развивалась первоначально в устьях рек вдоль Ботнического залива и озера Венер . Совсем недавно растения были расположены на побережьях южной Швеции.

Металлургическая промышленность Швеции по-прежнему следует модели, сложившейся в те дни, когда гидроэнергетика и лесные угодья (добывающие древесный уголь) определяли местоположение железные мельницы. Железо иТаким образом, сталелитейная промышленность все еще широко распространена в регионе Бергслаген центральной Швеции. Металлургические комбинаты, построенные в 20-м веке в Окселосунде и Лулео , расположены на побережье.

Частные фирмы в настоящее время производят около девяти десятых промышленной продукции. Машиностроение, включая автомобильную промышленность , безусловно, является крупнейшей обрабатывающей промышленностью, производящей около половины добавленной стоимости в промышленности. Автомобильная и аэрокосмическая промышленность имеют свои основные заводы на юге центральной Швеции. Шведские автопроизводители Volvo и Saab пользовались сильной международной репутацией в начале 21-го века (в 2011 году Saab объявил о банкротстве, но большая часть его активов была куплена начинающей компанией Nartional Electric Vehicle Sweden [NEVS]).

Электротехническая и электронная промышленность сосредоточена в Стокгольме и Вестеросе . Стокгольм является ведущим центром по производству коммуникационного оборудования. Небольшие металлообрабатывающие и пластмассовые предприятия с центрами в лесных районах на юге Швеции, как и стекольная промышленность, сохранили свою жизнеспособность благодаря гибкости и постоянному творчеству. Стенунгсунд на западном побережье является центром нефтехимической промышленности. Фармацевтическая и биотехнологическая отрасли стремительно расширяются, располагаясь рядом с ведущими медицинскими исследовательскими центрами. Строительный сектор и пищевая промышленность также играют все более важную роль. Швеция также имеет развитую военную промышленность.

 

финансы

В шведской банковской системе доминирует небольшое количество крупных коммерческих банков. Банком эмиссии является Центральный банк Швеции, а валютой страны является шведская крона. В Швеции также действуют сберегательные, нишевые и иностранные банки.

 

Сделка

Экспорт составляет около трети ВВП Швеции. Акцент сместился с экспорта сырья и полуфабрикатов (целлюлоза, сталь, пиломатериалы) на готовую продукцию, в которой преобладают товары машиностроения (автомобили, телекоммуникационное оборудование, оборудование для гидроэлектростанций ) и все более высокие технологии, химическая и биотехнология. , Вместе Германия , Великобритания, Норвегия , Финляндия и Дания занимают около двух пятых экспортного рынка Швеции.

Импорт более диверсифицирован, чем экспорт. До 1980-х годов нефть была единственным наиболее важным импортом, на который приходилось более одной четвертой общей стоимости. В 1990 году на долю нефти приходилось менее 5 процентов от общего объема. Почти половина приходится на импорт машиностроительной продукции (включая автомобили, бизнес-машины и компьютерное оборудование). Среди импортируемых продуктов питания — кофе, чай, фрукты и рыба. Химические и текстильные изделия являются другими группами импортных товаров. Германия является основным поставщиком импорта Швеции, за ней следуют Норвегия, Нидерланды, Дания и Великобритания.

Сервисы

Более трети активно работающих шведов работают в сфере услуг. Более того, в начале 21-го века экспорт услуг, включая бизнес-услуги и консультационные услуги по технологиям, был значительно больше, чем экспорт товаров. Туристическая индустрия также играет важную роль в экономике Швеции.

 

Труд и налогообложение

Занятость в сельском, лесном и рыбном хозяйстве снизилась с середины 20-го века. Занятость в промышленности достигла пика в 1960 году, но третичный сектор (включая услуги и администрацию) стал основной областью роста, а расширяющийся государственный сектор стал одним из его основных компонентов. Однако экономический спад в 1990-х годах привел к ликвидации многих из этих рабочих мест. Около одной десятой рабочих мест в округе и муниципалитете было потеряно в 1990–97 годах; однако эта тенденция несколько изменилась в первые годы XXI века, когда более одной четвертой шведской рабочей силы было занято в государственном секторе. Рост производства в частном секторе в 1990-х и начале 2000-х годов был в значительной степени обусловлен увеличением отработанного рабочего времени и ростом производства на одного работника.

Чтобы решить проблему безработицы, правительство сделало крупные инвестиции в образование и предпринимательство. Государственный сектор играет важную роль в повышении производительности и участия в рабочей силе. С начала 1990-х годов наблюдается стремление поощрять полное участие рабочей силы родителей дошкольников путем государственного финансирования ресурсов дошкольных учреждений и учреждений по уходу за детьми. Рабочее время увеличилось, особенно у женщин, и к середине 2000-х годов родители маленьких детей работали столько же часов в неделю, что и другие работники.

В Швеции три четверти женщин трудоспособного возраста участвуют в рабочей силе, и этот показатель является одним из самых высоких в мире. В Швеции самая низкая разница в заработной плате в мире: женщины зарабатывают в среднем более девяти десятых от полной заработной платы мужчин. Тем не менее, только около двух третей работающих женщин имеют постоянную работу, в то время как более девяти десятых работающих мужчин делают. Лишь очень небольшой процент шведских женщин работают на дому полный рабочий день.

Швеция известна своим либеральным сотрудником пенсионные планы. Обычная установленная законом продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, но фактическая норма 37 часов в неделю. Минимальная сумма ежегодного оплачиваемого отпуска составляет пять недель. Кроме того, есть и другие законные основания для платного отсутствия. Швеция хорошо известна своими схемами отпусков по беременности и родам , которые предусматривают отпуск продолжительностью до 13 месяцев примерно за четыре пятых от их заработной платы. Работодатели выплачивают дополнительную плату в размере более двух пятых от общей заработной платы за установленные законом социальные пособия, включая пенсии. С 1999 года была введена новая общая пенсионная система, которая позволяла людям инвестировать часть своего вклада, увязывая платежи с общим экономическим ростом и продолжительностью жизни населения.

Швеция высоко профсоюзы , около четырех пятых всех работников профсоюзов. Рабочие объединены в три основные группы: Шведская конфедерация профсоюзов, Шведская конфедерация профессиональных работников и Шведская конфедерация профессиональных ассоциаций. Большинство работодателей частного сектора принадлежат Конфедерации шведских предприятий, которая была создана в 2001 году после слияния Шведской конфедерации работодателей и Федерации шведской промышленности.

Налоги составляют подавляющее большинство государственных доходов, которые используются для поддержания высокого уровня социальных услуг, которые практически устранили структурную бедность в стране. В Швеции относительно высокий уровень налога на доходы физических лиц (от 30 до 60 процентов), но налоги для предприятий довольно умеренные. С конца 1990-х годов произошел переход от налога на доходы физических лиц и прироста капитала к налогообложению товаров и услуг и социального обеспечения.взносы. Эти изменения произошли в результате политических изменений, впервые введенных в 1990-х годах для стимулирования труда и сбережений путем снижения предельных налоговых ставок на заработанный доход. Политики социального страхования были изменены, чтобы стимулировать более широкое участие в рабочей силе, и были проведены пенсионные реформы, которые четко увязывают сумму, выплачиваемую в пенсионную систему, и сумму, выплачиваемую с общим здоровьем экономики.

 

Транспорт и связь

Швеция имеет разветвленную сеть сухопутных и воздушных транспортных маршрутов. В прежние века морской транспорт был доминирующим, а наземный транспорт осуществлялся в основном зимой, по снегу и льду. Гетеборг и Стокгольм являются одними из наиболее важных из примерно 20 портов, обрабатывающих внешнюю торговлю. В лесной промышленности, прилегающей к побережью Норрланда, есть свои собственные гавани, которые зимой зависят от услуг ледокола. Шведский торговый флот был резко сокращен из-за конкуренции со стороны иностранных судов, взимающих более низкие ставки. Паромное сообщение между Швецией и ее соседями значительно возросло, и все чаще используются более крупные и роскошные паромы.

В первой половине XIX века был построен ряд внутренних водных путей, в том числе канал Гета . Однако вскоре они устарели, поскольку в 1850-х годах государство начало строить национальную железнодорожную сеть. Вскоре Швеция заняла одно из ведущих мест в расчете на душу населения по железной дороге. Железные дороги, в свою очередь, встретили конкуренцию со стороны автомобильного, и с 1950-х годов многие второстепенные железнодорожные линии были закрыты. Многовековая сеть дорог была быстро расширена в 20-м веке, и были построены все лучшие дороги. Шоссе проходило между Стокгольмом, Гетеборгом и Мальмё и соединил столицу с северным прибрежным районом. У большинства домашних хозяйств есть по крайней мере одна машина. Местные общественные автобусные перевозки хорошо развиты, но только в Стокгольме метро является основой местной транспортной системы. Гетеборг разработал трамвайную систему.

Воздушные перевозки преобладают Скандинавская авиалиния(SAS), которая в основном принадлежит государствам Швеции, Дании и Норвегии. Интересы SAS сконцентрированы на международной авиации, но, прямо или косвенно, она также доминирует на внутренних рейсах. Самые важные аэропорты находятся в Стокгольме, Гетеборге и Мальмё.

Интересы государства в сфере транспорта и связи широки. Железные дороги являются собственностью и управляются государством, которое также поддерживает автобусные перевозки в больших масштабах.

По мере роста телекоммуникационной отрасли в Швеции улучшались и телекоммуникации, и страна входит в число мировых лидеров по проникновению интернета, причем подавляющее большинство шведов имеют онлайн-доступ.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика

Theme by Anders Norén