За прошедшее столетие кубинская экономика пережила ряд потрясений. В начале 1900-х годов примерно две трети предприятий на Кубе принадлежали гражданам США, и около 80 процентов торговли страны приходилось на Соединенные Штаты. В 1959 году, когда Фидель Кастро захватил страну путем революции, реформы, проведенные социалистическим правительством, конфисковали большую часть частной собственности на Кубе. Отношения с Соединенными Штатами стали напряженными и в конечном итоге закончились в 1962 году, когда Соединенные Штаты наложили эмбарго ( запрет) о торговле с Кубой, которая продолжается и по сей день. Куба обратилась за помощью к бывшему Советскому Союзу и вскоре внедрила долгосрочное социалистическое государственное планирование, которое следовало советским моделям. Советский Союз эффективно субсидировал кубинскую экономику, неоднократно откладывая графики выплат долга, создавая новые кредитные линии, платя высокие цены за кубинский экспорт и предлагая военную помощь. В результате многие кубинские экономические проблемы не проявлялись до распада Советского Союза в 1989 году.
После распада Советского Союза в 1989 году Куба потеряла более 85 процентов своей торговли, и ей снова пришлось искать другие рынки, чтобы восполнить эту потерю. 1990-е годы были отмечены периодом экономических трудностей; с 1990 по 1993 год экономика Кубы сократилась на 35 процентов, в результате чего страна попала в то, что Кастро назвал «особенным периодом во время мира». Жизненное положение кубинского народа стало очень сложным. Потому что Советы в то время как кубинские дома и предприятия ежедневно сталкивались с отключениями электричества, система общественного транспорта практически остановилась. Велосипеды и гужевые повозки и тракторы должны были заменить автомобильный транспорт. Пищи стало мало, и многие кубинцы оказались в длинных очередях, чтобы закупать продовольственные товары или покупать их у черных рынков (нелегальных) источников.
Неспособность контролируемой государством системы обеспечивать дефицитные потребительские товары позволила черному рынку занять заметную роль в кубинской экономике. В 1990-х годах рабочие обычно крали товары с государственных предприятий, на которых они работали, чтобы использовать их в своих домах или продавать на улицах. В результате правительство было вынуждено внести некоторые радикальные изменения в политику. Многие небольшие домашние рестораны, гостиницы типа «постель и завтрак», ремонтные мастерские и т. Д., Которые ранее считались «черным рынком», были легализованы. Государственный контроль был несколько уменьшен. Правительство разделило много крупных государственных ферм на более мелкие кооперативы называется Базовые единицы производственных кооперативов (UBPC). В то время как фермеры, которые работали на них, все еще должны были продавать определенное количество своей продукции правительству по установленным ценам, теперь им было разрешено продавать свои излишки товаров на свободном рынке через агропекуарии (фермерские рынки). Правительство также начало требовать, чтобы государственные предприятия были более эффективными; любое предприятие, не приносящее прибыли, будет ликвидировано. Правительство также начало разрешать больше иностранных инвестиций, создавая совместные предприятия с иностранными компаниями и в конечном итоге позволяет иностранной фирме владеть 100 процентов предприятия. Доллар США был легализован и к 2000 году стал самой распространенной валютой. В 1994 году Куба вновь сообщила об экономическом росте впервые с 1989 года, и эта ситуация сохраняется в новом столетии. Предполагается, что продолжение этих реформ должно способствовать росту на 4-5 процентов в 2001 году. Тем не менее, экономика находится в сложной ситуации, и жизнь среднего кубинца не легка.
Важным вкладом в улучшение экономики Кубы стала туристическая индустрия, которая стала сектором с наибольшим ростом в 1990-х годах. В годы, непосредственно последовавшие за революцией в конце 1950-х годов, кубинское правительство препятствовало туризму, который рассматривался как источник коррупции кубинского народа и возврата к тому, что он считал декадентскими годами контроля США (1898-1958). Начиная с некоторых изменений в середине 1980-х годов, туристическая индустрия в настоящее время рассматривается как важный способ для Кубы поддержать себя, сохраняя при этом многие реформы, которые были проведены в рамках социалистической системы.
Помимо туризма, важными экспортными секторами кубинской экономики являются сельское хозяйство, особенно сахар, кофе и табак, а также добыча никеля. Из-за своей долгосрочной зависимости от одной культуры — сахара — экономика часто страдала, когда мировые цены на сахар были низкими. Нефть — самый важный импорт Кубы. В 1980-х годах Куба получала большую часть своей нефти из Советского Союза, поставки которого упали на 50 процентов в период между 1990 и 1992 годами, что вызвало широко распространенные энергетические проблемы, которые серьезно тормозили сельскохозяйственное и промышленное производство Кубы. В ответ Куба сократила потребление энергии, урезав автомобили с бензиновым двигателем и ежедневные отключения по всему острову. Куба продолжала получать большую часть своих сокращенных поставок нефти из России, но была вынуждена платить рыночные цены вместо более низких цен, которые СССР традиционно обвинял Кубу в жесте солидарности. К 2000 году Куба закупала свою нефть по рыночным ценам из Венесуэлы, России и Мексики.
Куба несла огромное бремя неоплаченного внешнего долга на общую сумму более 10 миллиардов долларов США к 1999 году. Куба неоднократно рефинансировала эти долги, но была вынуждена приостановить выплаты процентов в 1990 году из-за экстремальных экономических условий. Из-за плохого кредитования Куба не смогла получить международные займы, которые позволили бы ей покупать многие виды необходимого импорта. По мере улучшения экономики Кубы в конце 1990-х годов страна получила больше иностранной помощи. Хотя Куба еще не получила одобрения на получение средств ни от Международного валютного фонда, ни от Всемирного банка, она получила деньги от различных учреждений Организации Объединенных Наций. организации, но суммы были низкими по сравнению с суммами, полученными в других странах Латинской Америки: 44 миллиона долларов США (4 доллара на человека) в 1993 году и 80 миллионов долларов США (7 долларов на человека) в 1998 году.
Добавить комментарий