Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Европа, Экономика

Экономика Хорватии

Общее положение страны

ХОРВАТИЯ2017
Население, млн4,1
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США55,2
ВВП на душу населения, в текущих ценах13383
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2018)77,4

После затяжного шестилетнего спада Хорватия вернулась к росту в 2015 году. К 2017 году ВВП Хорватии на душу населения достиг почти 13 500 долларов США, или, в пересчете по паритету покупательной способности (ППС), 22 000 долларов США (63% от Европейского союза [ЕС]). средний). Вступив в ЕС в середине 2013 года, Хорватия получила доступ к внутреннему рынку ЕС, что помогло соединить часть экономики с глобальными цепочками создания стоимости. Кроме того, в последние годы туризм переживает исторические подъемы. Однако этих факторов недостаточно для обеспечения докризисных темпов роста, и страна все еще отстает от уровня доходов своих сверстников в ЕС. 

В первой половине 2018 года рост оставался стабильным на уровне 2,7%, а уровень бедности продолжал снижаться до 4,6% по мере улучшения рынка труда и увеличения реальной чистой заработной платы и располагаемого дохода. После профицита, впервые с момента обретения независимости, в 2018 году ожидается лишь небольшой дефицит сектора государственного управления, и государственный долг уверенно идет вниз. Однако ускоренная миграция рабочей силы и медленные темпы структурных реформ могут подорвать возможности роста Хорватии и затруднить процесс сближения в среднесрочной перспективе. 

Хорватия могла бы улучшить свой низкий потенциал роста за счет повышения производительности и конкурентоспособности частного сектора, реформирования системы правосудия и регулирования, повышения качества человеческого и физического капитала и модернизации своих государственных услуг.

Не наращивая программу реформ, Хорватия может испытывать длительный экономический застой и дальнейшее ухудшение социальных условий.

В первой половине 2018 года рост ВВП немного замедлился до 2,7% по сравнению с 2,9% в 2017 году, главным образом из-за замедления экспорта товаров и услуг. Частное потребление было ключевым фактором роста, главным образом из-за увеличения располагаемого дохода по мере продолжения благоприятного развития рынка труда.  

Инвестиции положительно повлияли на рост, но солидные частные инвестиции были частично компенсированы сокращением государственных инвестиций, вызванным слабым поглощением фондов ЕС. 

Восстановление экономики в сочетании с негативными миграционными потоками привело к дальнейшему снижению безработицы на основе обследований до 10% к марту 2018 года (снижение на 1 процентный пункт по сравнению с 2017 годом).  

Устойчивая бюджетная консолидация была зафиксирована в 2017 году с профицитом сектора государственного управления в 0,8% ВВП по сравнению с дефицитом в 0,9% в 2016 году. К марту 2018 года был аналогичный профицит сектора государственного управления в размере 0,7% ВВП. Государственный долг продолжал сокращаться до 73% ВВП в мае 2018 года.  

Реальный доход на душу населения вернулся к докризисным уровням 2008 года, хотя, похоже, это связано с негативными демографическими тенденциями. По оценкам, уровень бедности в 2017 году составит 4,6%, что говорит о том, что сокращение бедности по большей части нивелировалось в последние годы. 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Ожидается, что рост сократится до 2,7% в 2018 году почти полностью из-за более медленного роста экспорта товаров и услуг. Имеющиеся показатели указывают на худшие показатели сектора туризма в 2018 году, чем в предыдущем году. С другой стороны, замедление импорта значительно менее заметно из-за значительного роста личного потребления и капиталовложений. На 2019–2020 годы среднегодовой рост прогнозируется на уровне 2,8%. Хотя это лишь незначительно выше 2018 года, ожидается, что структура роста изменится, с более высоким вкладом капиталовложений из-за лучшего поглощения фондов ЕС и немного меньшим вкладом от конечного потребления. 

Ожидается, что в 2018–2020 годах финансы сектора государственного управления будут близки к сбалансированным, вернувшись к небольшому профициту в размере 0,2% ВВП в 2020 году и приведя к дальнейшему снижению государственного долга примерно до 67% ВВП. 

Перспективы Хорватии для более высокого и более инклюзивного роста остаются слабыми. Как низкий потенциал роста, так и относительно высокий уровень бедности требуют решительной программы реформ, которая должна включать повышение качества человеческого и физического капитала. Устранение институциональных недостатков и модернизация государственных служб также должны быть направлены на повышение производительности и конкурентоспособности частного сектора. Это, в свою очередь, повысит экономическую активность и занятость, которые имеют решающее значение для дальнейшего сокращения бедности.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика

Theme by Anders Norén