Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Европа, Экономика

Экономика Финляндии

Экономика Финляндии основана в основном на частной собственности и свободном предпринимательстве; однако в некоторых секторах правительство выполняет монопольную или ведущую роль. После Второй мировой войны Финляндия не была полностью индустриализирована, и значительная часть населения все еще занималась сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых и лесоводством . В первые послевоенные десятилетия первичное производство сменилось промышленным развитием, которое, в свою очередь, уступило ориентированной на услуги и информации экономике. Экономика быстро росла в 1980-х годах, когда страна использовала свои прочные торговые отношения как с восточной, так и с западной Европой . Однако к началу 1990-х годов Финляндия переживала экономический спад, что отражало как потерю ее основного торгового партнера сраспад Советского Союза в 1991 году и общеевропейский экономический спад. Экономика начала медленное восстановление в середине 1990-х годов, когда Финляндия продолжала переоснащать свою промышленность и переориентировала свою торговлю, прежде всего, на Западную Европу.

Безработица в Финляндии была относительно низкой до 1991 года, когда она быстро росла. После достижения пика в почти 20 процентах рабочей силы в 1994 году уровень безработицы постепенно начал снова снижаться, падая в соответствии с континентальными тенденциями к концу 20-го века.

Финляндия присоединилась к Генеральному соглашению о тарифах и торговле с 1949 года и к Организации экономического сотрудничества и развития с 1969 года. Она стала сначала ассоциированным (1961), а затем полноправным членом (1986) Европейской ассоциации свободной торговли до покидая эту организацию, чтобы присоединиться к Европейскому союзу (ЕС) в 1995 году.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

Неуклонно уменьшающаяся доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, свидетельствует о снижении роли сектора в экономике Финляндии. Большая часть земли была забрана из сельскохозяйственного производства, и большинство ферм состоят из мелких хозяйств. Финляндия самообеспечивается основными продуктами питания с начала 1960-х годов. Производство мяса примерно соответствует потреблению , а производство яиц и молочных продуктов превышает внутренние потребности. Производство зерна значительно варьируется; в целом, хлебное зерно (в основном пшеничное) импортируется, а фуражное экспортируется. Климат ограничивает земледелие в южных и западных регионах страны.

Животноводство в Финляндии традиционно концентрировалось на разведении молочного скота, но сокращения были сделаны после многих лет перепроизводства. В результате количество дойных коров уменьшилось. Содержание свиней, домашней птицы и оленей также имеет важное значение, а овцеводство и пчеловодство имеют незначительное экономическое значение. Число лошадей также уменьшалось до конца 1970-х годов, но затем стало в целом стабильным, что привело к увеличению числа породистых лошадей.

После Второй мировой войны звероводство добилось больших успехов в Финляндии. Практически все меха экспортируются; Финляндия является одним из основных мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Лисы и их норковые шубы также имеют очень хорошую репутацию на международных рынках.

Сельское хозяйство Финляндии было сильно субсидировано до вступления страны в ЕС, и в результате переговоров Финляндия остается одной из самых субсидируемых в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС. Финские фермеры в значительной степени полагаются на прямые платежи в зависимости от количества обрабатываемой земли. Те фермеры к северу от 62-й параллели получают особенно щедрые субсидии.

Несмотря на обилие лесные ресурсы, лесная промышленность сталкивается с растущими издержками производства. Частные владельцы более четырех пятых лесов Финляндии эффективно контролируют внутренние цены на древесину; тем не менее, лесные товары (особенно бумага) являются основным источником экспортных поступлений страны.

Коммерческая рыбалка постепенно стала менее значимой для экономики. Среди рыбы в улове Финляндии лосось, морская и радужная форель , сиг, щука и голец. Загрязнение рек, а также плотины, построенные для гидроэлектростанций, отрицательно сказались на естественных нерестовых привычках, особенно лососевой и морской форели, и Финляндия создала большое количество рыбоводных станций, на которых индуцируется искусственный нерест. Есть немного дна для салаки, которую также вылавливают зимой при ловле сены (волоча сети подо льдом) вокруг прибрежных островов.

Ресурсы и власть

Деревья являются важнейшим природным ресурсом Финляндии. Около трех четвертей всей территории страны занято лесами, причем преобладающими видами являются сосна , ель и береза . Государственные программы по выращиванию, помимо других мер, предотвратили истощение лесов; и кислотные дожди , которые опустошили леса в центральной Европе , не имели серьезных последствий в Финляндии. Около одной пятой всей энергии, потребляемой в Финляндии, все еще получают из древесины, хотя более половины этой суммы составляют отходы от целлюлозных заводов, и примерно еще одна четверть, скорее, составляют другие отходы лесной промышленности (кора, опилки и т. Д.) чем журналы.

Торфяные отложения покрывают почти треть страны, но только небольшая часть этой земли пригодна для крупномасштабного производства торфа. Хотя торф и дорого транспортировать и хранить, он все же обеспечивает небольшой процент финской энергии и также используется в сельском хозяйстве.

Разнообразие полезных ископаемых происходит в докембрийской коренной породы, но выход горнодобывающей промышленности является скромным, из — за небольшого размера месторождений и низким содержанием металла в руде. Большинство шахт находится на севере. Железо является наиболее важным из промышленных металлов. Основными цветными металлами являются никель и цинк. Хром, кобальт и медь также важны с экономической точки зрения. Золото, серебро, кадмий и титан получают в качестве побочных продуктов. В Финляндии нет природного угля или нефти. Некоторая слюда добывается, в основном на экспорт.

Из-за холодного климата и структуры промышленности страны потребление энергии на душу населения в Финляндии является одним из самых высоких в мире. На отрасли приходится около половины общего потребления энергии, что намного выше, чем в среднем по Европе. Внутренние источники энергии удовлетворяют только примерно одну треть от общей потребности Финляндии в энергии, и все ископаемые виды топлива должны импортироваться.

Большая часть власти Финляндии исходит от гидроэлектростанции , но низкий уровень воды делает необходимым строительство плотины. Потеря в 1944 году карельских гидроэлектростанций обратила внимание на север страны, где на реках Оулу и Кеми были построены заводы . Тепловая мощность также важна. Энергия ветра имеет меньшее значение, чем в некоторых других скандинавских странах, но она становится все более распространенной в ветреных прибрежных районах. Электрические сети Финляндии связаны с сетями Швеции и России , и электроэнергия импортируется. Fortum, преимущественно государственная электроэнергетическая компания, эксплуатирует атомную электростанцию ​​в Ловийсе, к востоку от Хельсинки; ядерная энергетика сейчас составляет около четверти всей вырабатываемой энергии.

Северное расположение Финляндии накладывает определенные ограничения на промышленную деятельность; суровые зимние условия делают расходы на строительство и отопление высокими, а лед и снег являются препятствиями для транспорта. Индустриализация в Финляндии началась в 1860-х годах, но ее темпы были медленными, и в начале 20-го века лишь около 10 процентов населения зарабатывали на жизнь производством. Лишь в середине 1960-х годов в качестве работодателя совместное производство и сельское хозяйство охватили сельское хозяйство .

Лесные товары остаются жизненно важным сектором финской экономики. В ходе развития традиционные производства растительной смолы и пека уступили место пиломатериалам и целлюлозе, а затем — переработанным бумажным изделиям, строительным материалам и мебели.

Возмещение, выплачиваемое Советскому Союзу после Второй мировой войны , поначалу являвшееся отчаянным бременем, в конечном итоге оказалось благом для Финляндии; их оплата потребовала развития тяжелой промышленности, которая позже нашла рынки в Западной и Восточной Европе. Технологическая отрасль является крупнейшим компонентом промышленного сектора в Финляндии. Биотехнология также играет все более важную роль в экономике Финляндии. Металлургия и машиностроение составляют еще один крупный сектор финской промышленности. Финляндия занимает лидирующие международные позиции в строительстве ледоколов, роскошных лайнеров и других специализированных судов, а также в производстве оборудования для обработки бумаги. Химическая промышленность Финляндии также быстро вырос, чтобы стать очень важной частью экономики. Важной отраслью химической промышленности является нефтепереработка, производственные мощности которой в настоящее время превышают внутренние потребности в нефти.

В конце 20-го века финская промышленность с большим энтузиазмом восприняла новые технологические разработки . Производство продуктов, связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями, во главе с такими фирмами, как Nokia, становится все более важным.

Текстильные фабрики расположены в Турку , Тампере , Ваасе , Форссе и Хювинкяя . В Хельсинки находится один из крупнейших в Европе фарфоровых заводов, в то время как Кархула (Котка), Ииттала и Нуутаярви известны во всем мире благодаря стеклу. Кожа и оловянные изделия, пиво и водка, а также цемент являются одними из важных продуктов. Продукты питания и напитки, включая функциональные продукты (которые питают и предотвращают болезни), составляют одну из крупнейших отраслей промышленности страны. Ликеры, безалкогольные напитки и различные сладости готовят из домашней морошки, смородины, крыжовника и брусники.

финансы

С 1980 года финансовый рынок Финляндии претерпел быстрые изменения. Роль государства на денежном рынке снижалась, а экономика становилась все более ориентированной на рынок. Иностранным банкам впервые было разрешено работать в Финляндии в начале 1980-х годов, и им было разрешено открыть там филиалы в 1991 году.

Банк Финляндии (Suomen Pankki), основанный в 1811 году и гарантированный и контролируемый парламентом с 1868 года, является центральным банком страны и членом Европейской системы центральных банков. В 2002 году единая валюта ЕС , евро , заменила markka, которая была национальной валютой Финляндии с 1860 года. По сравнению с другими европейскими странами, в Финляндии относительно мало денег в обращении, поскольку финны привыкли осуществлять банковские операции в электронном виде. Депозитные банки организованы в три группы: коммерческая, кооперативная и сберегательная. Торговля ценными бумагами осуществляется Хельсинкской фондовой биржей; иностранным инвесторам было разрешено торговать там в начале 1980-х годов.

Сделки

Из-за относительно небольшого внутреннего рынка Финляндии, специализированного производства и отсутствия источников энергии внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики. Распад Советского Союза в начале 1990 — х годов , и его потеря в качестве главного торгового партнера Финляндии был серьезный удар по финской экономики. Торговля с Россией, хотя и остается значительной, была омрачена торговлей со странами Европейского Союза. Помимо России основными торговыми партнерами Финляндии являются Германия, Швеция, Нидерланды, Китай и США. Хотя традиционный экспорт бумаги и изделий из бумаги и изделий из дерева остается важным, тяжелая техника и промышленные товары в настоящее время составляют наибольшую долю экспортной торговли Финляндии. Импорт состоит в основном из сырья для промышленного использования, товаров народного потребления и минерального топлива.

Сервисы

К началу 21-го века государственные услуги составляли до трети сектора услуг в Финляндии, но частные предприятия, особенно услуги в сфере бизнеса и информационных технологий, росли более быстрыми темпами, чем государственные услуги. В отличие от большинства других европейских стран, доля сектора услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) и занятости Финляндии не увеличивается так же быстро, как в обрабатывающей промышленности. Правительство Финляндии использует косвенные методы, такие как гранты, займы и инвестиции в акционерный капитал а также повышение квалификации и переподготовка работников для привлечения инвестиций в области, которые, как считается, нуждаются в развитии. Основанный в 1983 году Центр развития технологий (ныне Финское агентство по финансированию технологий) сыграл важную роль в 80-х и 90-х годах в развитии технологий в Финляндии путем финансирования исследований и разработок . К концу 20-го века правительство выделило почти треть своих общих расходов на исследования и разработки.

Безусловно, большинство финнов (примерно две трети) занято в сфере услуг. Следующим по-прежнему значительным источником занятости и все еще значительным является обрабатывающая промышленность, в то время как доля тех, кто вовлечен во все более маргинальный сельскохозяйственный сектор, очень мала. Крупнейшая организация работодателей в Финляндии — Конфедерация финской промышленности и работодателей (ранее называлась Конфедерация работодателей Финляндии); крупнейшие профсоюзные группы — Центральная организация финских профсоюзов и Конфедерация профсоюзов научных работников.

Трудоустройство давно рассматривается как само собой разумеющееся право на женщины в Финляндии, которая имеет один из самых высоких показателей занятости среди женщин в Европе , где около девяти десятых финских женщин работают на полную ставку. В целом работающие женщины немного лучше образованы, чем их коллеги-мужчины, и они более профсоюзны; однако финским женщинам по-прежнему выплачивается лишь около семи десятых от того, что мужчины зарабатывают за ту же работу. Для поддержки участия женщин и родителей на рабочем месте в Финляндии действует комплексная система отпусков по материнской и отцовской линии для новых родителей.

Подоходные налоги в Финляндии выше, чем во многих других промышленно развитых странах, особенно тяжелым является налогообложение доходов выше среднего уровня. Налог на добавленную стоимость в Финляндии является одним из самых высоких в Европейском Союзе . Акцизы на жидкое топливо, автомобили, алкоголь и табак также высоки, а на еду, общественный транспорт , книги и лекарства, как правило, снижены.

Транспорт и связь

До середины 20-го века проблемы, связанные с внутренней связью и транспортом по труднопроходимой местности Финляндии и погодным условиям, почти не решались, и многие общины оставались изолированными. Внешние коммуникации осуществлялись главным образом по морю, что, особенно в результате периода шведского владычества, объясняет ряд хорошо развитых портов в Ботническом заливе и Финском заливе .

В стране также имеется обширная сеть судоходных водных путей, включающая озера, реки и каналы. Многие тысячи миль дополнительных водных путей пригодны для затопления срубленной древесины, но автомобильный и железнодорожный транспорт делает эту практику устаревшей во многих областях. В 1963 году Советский Союз сдал в аренду Финляндии советский конец канала, соединяющего озеро Сайма с Финским заливом; он был открыт в 1968 году. Большая часть зарубежных грузов Финляндии перевозится в собственном торговом морском порту . В стране есть пассажирский лайнер, а автомобильные паромы отправляются в Данию , Швецию , Германию , Эстонию , Россию и Польша .

В настоящее время в Финляндии имеется хорошая система автомобильных дорог и дорог, из которых около двух третей проложено, но озера на юго-востоке, как правило, делают маршруты непрямыми там, а к северу от Полярного круга дорог все еще немного. Мосты и автомобильные паромы помогают путешествовать по дорогам в районах озер и архипелагов острова. Система автобусов высоко развита по всей Финляндии и широко используется.

Железнодорожная система гораздо менее адекватна, чем у дорог; юго-западная часть страны является наиболее обслуживаемым районом. Железные дороги, которые обеспечивают связь с Россией, находятся в государственной собственности; около трети железнодорожных линий электрифицировано. В 1982 году в Хельсинки было открыто первое в Финляндии метро .

Помимо международного аэровокзала вблизи Хельсинки, в Финляндии есть внутренние аэропорты, самый северный из которых находится в Ивало, на озере Инари . Finnair, национальная авиакомпания , предлагает внутренние и международные рейсы .

Финляндия не только быстро развивала свою отрасль телекоммуникаций и информационных технологий, но и финны быстро сделали новые технологии частью своей жизни. На рубеже 21-го века Финляндия имела одно из самых больших в мире количество мобильных телефонов и интернет-пользователей на душу населения .

Leave a Reply

Яндекс.Метрика

Theme by Anders Norén