Общий взгляд

Бутан поддерживает устойчивый рост и макроэкономическую стабильность. Строительство гидроэнергетики и финансовая и денежно-кредитная политика способствовали устойчивому росту. Однозначная инфляция, стабильный обменный курс и накопление международных резервов свидетельствуют об устойчивости. Тем не менее остаются структурные проблемы, в том числе большие дефициты по счету текущих операций, высокий государственный долг, слаборазвитый частный сектор и высокий уровень безработицы среди молодежи. Задержка в строительстве гидроэнергетики может омрачить макроэкономические перспективы в ближайшие годы.

Бутан имеет стабильную политическую и экономическую среду. Он добился огромного прогресса в сокращении крайней нищеты и содействии гендерному равенству, при этом внимание необходимо уделять решению проблем неравенства.

Поддержка Группы Всемирного банка (ГВБ) ориентирована на Стратегию партнерства стран (CPS) FY2015-2019 и Обзор эффективности и обучения в 2017 году (PLR). Основное внимание в нем уделяется повышению эффективности бюджета и расходов, увеличению темпов роста и конкурентоспособности частного сектора и поддержке зеленого развития. В соответствии с IDA18 (FY2018-20), Бутан имеет право получить приблизительно 100 миллионов долларов США в виде финансирования МАР.

Тхимпху, Бутан

КОНТРОЛЬ СТРАНЫ

Политическая обстановка Бутана стабильна и в последние годы улучшились экономические условия. Поскольку Бутан перешел на демократическую конституционную монархию в 2008 году, страна разработала прочную систему управления развитием, основанную на принципе «Валового национального счастья» (GNH). Бутан планирует провести свои третьи парламентские выборы в 2018 году. Валовая национальная комиссия по вопросам счастья (GNHC) возглавляет подготовку 12- го пятилетнего плана (FYP) на 2018-2023 годы. Бутан поддерживает сильные экономические и стратегические отношения с Индией, в частности в качестве основного торгового партнера, в качестве источника иностранной помощи и в качестве финансиста и покупателя гидроэнергетики. Бутан уязвим для стихийных бедствий и связанных с климатом рисков.

Бутан добился успеха в сокращении масштабов нищеты. Крайняя нищета была почти искоренена, и в 2012 году ставка снизилась до 2 процентов, используя международную черту бедности в размере 1,90 долл. США на человека в день.

ПОСЛЕДНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Бутан - одна из самых маленьких и быстрорастущих экономик мира. Среднегодовой рост за период с 2006 по 2015 год составил 7,5 процента, что ставит страну в 13-е из 118 стран, что значительно превышает средний мировой рост на 4,4 процента.

Бутан сохраняет солидные макроэкономические показатели. Макроэкономическая стабильность сопровождалась улучшением показателей роста. Рост ВВП оценивается в 6,6 процента в 2016/17 году в результате строительства гидроэлектроэнергии. Государственное потребление и валовое накопление основного капитала привели к устойчивому росту со стороны спроса. Однако в 2017 году плохая погода привела к росту цен на продовольствие. Индекс потребительских цен (ИПЦ) увеличился с 3,9 процента в ноябре 2016 года до 5,3 процента в августе 2017 года. Бутанский ngultrum, привязанный к индийской рупии, был стабильным со второй половины 2016 года. Дефицит текущего счета оставался высоким на 23 процента от ВВП в 2016/2017 году за счет импорта капитальных товаров для гидроэнергетических проектов. Дефицит почти полностью финансировался за счет займов из Индии. Таким образом, по состоянию на май 2017 года валовые международные резервы превысили 1 млрд. Долл. США, что эквивалентно 10 месяцам импорта товаров и услуг. Фискальная политика стала экспансионистской, чтобы поддержать последний год реализации 11-го FYP. Бюджетный баланс, по прогнозам, улучшится, но покажет дефицит в размере 2,5 процента в 2017/18 году, с 4 процентов в 2016/17 году.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Строительство гидроэнергетики будет способствовать устойчивому росту, но задержка одного или двух лет в завершении двух гидроэнергетических проектов побудила Всемирный банк пересмотреть прогнозы роста на 2017-2019 гг. На несколько процентных пунктов. Ожидается, что сельское хозяйство и туризм будут неуклонно расти.

Ожидается, что реализация Политики экономического развития 2016 года и сопутствующего законопроекта о стимулировании финансирования на 2017 год будет стимулировать экономическую деятельность. Как только цены на продовольствие станут стабильными, ожидается, что индекс потребительских цен будет стабильным на уровне от 3 до 5 процентов. Хотя дефицит текущего счета будет оставаться высоким, ожидается, что они будут ниже 10 процентов в 2019/20 году из-за введения в действие проекта гидроэнергетики Мангдчху. Согласно среднесрочной шкале расходов правительства, бюджетный дефицит прогнозируется на уровне от 3 до 4 процентов ВВП. Из-за задержек в гидроэнергетическом строительстве источники финансирования бюджетного дефицита остаются неопределенными. Прогнозы, основанные на росте ВВП, указывают на устойчивое и непрерывное сокращение бедности.