Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Европа, Экономика

Босния и Герцеговина, экономика и прогноз

Общие страны положения страны

Босния и Герцеговина2016
Население, млн3,8
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США+16,8
ВВП на душу населения, в текущих ценах4409
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2014)76,4

Политическая система в БиГ является сложной, что отражает положения конституции страны, разработанной для прекращения этнических конфликтов, а также последующие изменения в системе, введенные под руководством международного сообщества через Управление Высокого представителя.

В июле 2015 года Совет министров БиГ, Правительство Республики Сербской (РС) и Правительство Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) приняли совместную программу структурных реформ, известную как программа реформ. Эта программа реформ представляет собой редкую возможность для структурных реформ в БиГ, подкрепленных широким национальным консенсусом по важнейшим вызовам и приоритетам страны и постоянной поддержкой ключевых партнеров по развитию.

Основная экономическая проблема БиГ заключается в дисбалансе его экономической модели: государственная политика и стимулы ориентированы на население, а не на частный сектор, на потребление, а не на инвестиции, и на импорт, а не на экспорт.

Страна должна перейти к бизнес-среде, благоприятствующей частным инвестициям, которая поддерживает как активные малые и средние предприятия, так и рост более крупных компаний, способствует повышению эффективности экспорта и производительности, а также создает столь необходимую занятость в частном секторе.

Одновременно с устранением этих дисбалансов в экономической модели страна должна также обеспечить устойчивость и всесторонний характер будущего роста.

ПОСЛЕДНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Рост достиг 3,1% в 2016 году, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем предполагалось официальными оценками (БиГ Глобальная налогово-бюджетная система на 2017–2019 годы). Потребление остается основным драйвером роста. С точки зрения производства, сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность внесли около 80%, что вместе компенсировало сокращение услуг.

Несмотря на то, что безработица, особенно среди молодежи, начинает снижаться, она остается высокой, несмотря на значительные улучшения на рынке труда. Уровень безработицы снизился с 25,4% в 2016 году до 20,5% в первой половине 2017 года, что было вызвано падением уровня активности и небольшим ростом уровня занятости. Безработица среди молодежи также снизилась с 54,3 до 45,8 процента в 2017 году. Эти положительные результаты должны были привести к незначительному сокращению бедности в 2017 году.

2017 год ознаменовался окончанием дефляции. Индекс потребительских цен в 2016 году снизился в среднем на 0,8% в год, так как низкие мировые цены на энергоносители оказали понижательное давление на общие цены. Однако долгая зима и оживление на мировых энергетических рынках привели к росту цен на топливо и импортные продукты питания после декабря 2016 года, что привело к росту потребительских цен на 1,1% в годовом исчислении в июне 2017 года. Учитывая ограниченный рост номинальной заработной платы, рост потребителей Цены привели к снижению реальных доходов.

Сильная консолидация бюджета в 2015 году привела к профициту бюджета в размере 0,6% ВВП. Тем не менее, фискальные счета, вероятно, ухудшились в 2016 и 2017 годах до дефицита в 0,6% ВВП из-за стабильного соотношения доходов к ВВП в сочетании с ростом социальных расходов и некоторым восстановлением капитальных расходов. Недавний анализ устойчивости долга подтверждает, что БиГ является страной с умеренной задолженностью с отношением государственного долга к ВВП, чуть превышающим 40 процентов ВВП.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Политическая неопределенность, которая может сдерживать программу реформ, представляет собой наибольший риск для среднесрочной перспективы.

Прогнозируется, что экономический рост, в основном благодаря росту внутреннего спроса, усилится с 3,1% в 2016 году до 3,5% к 2019 году. Это значительно ниже, чем предполагаемый рост в 6%, необходимый для того, чтобы БиГ могла достичь уровня доходов ЕС к 2037 году и сократить разрыв с другими странами с переходной экономикой, которые уже являются членами ЕС.

Поскольку бедность тесно связана с безработицей и бездействием в БиГ, для того, чтобы экономический рост трансформировался в сокращение бедности, улучшение участия на рынке труда и занятости останутся ключевыми. Ожидается, что внедрение новых законов о труде как в ФБиГ, так и в РС, а также введение схем поддержки для впервые ищущих работу будет способствовать улучшению показателей занятости в 2018 году. Однако, поскольку безработица остается высокой, а реальная заработная плата, как ожидается, останется в основном из-за существенной постоянной слабости рынка труда прогнозируется, что бедность будет снижаться медленными темпами в течение следующих нескольких лет.

Прогнозируется, что дефицит счета текущих операций увеличится в краткосрочной и среднесрочной перспективе из-за более высокого спроса на импорт и предпочтений потребителей в отношении импортируемых товаров.

В целом, в среднесрочной перспективе как бюджетный, так и внешний дефицит сохранятся до 2019 года, когда ожидается, что сбалансированному бюджету будет способствовать прогресс в реализации текущей программы структурных реформ и амбициозная бюджетная корректировка. Фискальная консолидация не будет эффективной, если не будут учтены структурные трудности со стороны расходов, особенно крупный государственный фонд заработной платы и значительная и плохо адресная социальная помощь.

Leave a Reply

Яндекс.Метрика

Theme by Anders Norén