Исторически, до Второй мировой войны, Венгрия была в основном аграрной. Начиная с 1948 года политика принудительной индустриализации, основанная на советской модели, изменила экономический характер страны. Была введена централизованная плановая экономика , и были созданы миллионы новых рабочих мест в промышленности (особенно для женщин), а затем и в сфере услуг. Это было достигнуто в основном благодаря политикепринудительное накопление; поддержание низкой заработной платы и высокие цены на потребительские товары (в отличие от основных) позволили трудоустроить больше людей, и, поскольку потребительские товары были не по средствам, большинство венгров вкладывали большую часть своих доходов в сбережения, которые стали доступны для использование правительством. При этом доля населения, занятого в сельском хозяйстве, к 1990-м годам сократилась с более чем наполовину до примерно одной восьмой, в то время как рабочая сила в промышленности выросла почти до трети экономически активного населения к концу 1980-х годов. С тех пор значительно выросла сфера услуг.
Хотя экономическая модернизация советского типа вызывала быстрый рост, она основывалась на структурной структуре начала 20-го века и на устаревших технологиях . Тяжелая промышленность: металлургия, металлургия и машиностроение получили наивысший приоритет, а современная инфраструктура , услуги и связь остались без внимания. Новые технологии и высокотехнологичные отрасли были недостаточно развиты и еще более затруднены западными ограничениями (Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю) в отношении экспорта современных технологий в советский блок.
В ответ на стагнацию темпов экономического роста правительство ввелоНовый экономический механизм (NEM) в 1968 году. NEM осуществил рыночные реформы, чтобы рационализировать поведение государственных предприятий Венгрии, а также учел появление частные предприятия. К концу 1980-х годов треть частного валового внутреннего продукта (ВВП) — почти три пятых услуг и более трех четвертей строительства — генерировалась частным бизнесом. Однако венгерская экономика не смогла справиться с проблемой мирового экономического кризиса после 1973 года. Резкое повышение цен на нефть и современные технологии привело к значительному внешнеторговому дефициту, что привело к увеличению внешней задолженности. Рост замедлился, а инфляция выросла, что привело к периоду стагфляции.
После 1989 года зарождающаяся рыночная и парламентская системы Венгрии унаследовали кризисную экономику с огромным внешним долгом и неконкурентоспособными экспортными секторами. Венгрия обратилась к мировому рынку и реструктурировала свою внешнюю торговлю , но рыночная конкуренция, наряду с внезапным и радикальным открытием страны и отменой государственных субсидий, привели к дальнейшему экономическому спаду. Сельское хозяйство сильно пострадало и сократилось вдвое. Большая часть металлургического, металлургического и машиностроительного секторов, особенно в северо-восточной Венгрии, рухнула. Объем промышленного производства и ВВП сократились на 30 и 25 процентов соответственно. Безработица, ранее отсутствовавшая, выросла до 14 процентов в начале 1990-х годов, но снизилась после 1994 года.
К середине 1990-х годов экономика снова росла, но только умеренно. Инфляция достигла своего пика в 1991 году и оставалась высокой — более 20 процентов в год, а затем к началу XXI века снизилась до 10 процентов. В результате неизбежных мер жесткой экономии, которые включали ликвидацию многих учреждений социального обеспечения, большая часть населения утратила прежнюю безопасность. В первые несколько лет после падения коммунизма число людей, живущих ниже прожиточного минимума, удвоилось, но к началу XXI века оно стабилизировалось. Наблюдатели также отметили появление сектора долгосрочных бедняков, большинство из которых были цыгане.
Несмотря на эти препятствия, адаптация к мировой экономике стала очевидной на рубеже XXI века. Либеральный режим иностранных инвестиций Венгрии привлек более половины всех прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу в первой половине 1990-х годов. Также началась модернизация телекоммуникаций и возникли новые отрасли (например, автомобилестроение). Примечательно, что к началу XXI века было создано почти миллион мелких, преимущественно семейных предприятий. Государственная собственность на бизнес сократилась примерно до одной пятой. Другим важным фактором экономического роста является процветающая туристическая индустрия.
сельское хозяйство
Роль сельского хозяйства в венгерской экономике неуклонно снижалась в течение нескольких поколений после Второй мировой войны, сократившись с половины ВВП в послевоенный период до всего лишь 4 процентов ВВП к 2005 году. Тем не менее сельское хозяйство остается важным, а Венгрия практически самодостаточна в производстве продуктов питания. Венгерский климат благоприятен для сельского хозяйства, и половина земли страны пригодна для пахоты; около одной пятой покрыто лесами. Около одной десятой общей площади страны находится под постоянным возделыванием. Сельское хозяйство составляло почти одну четверть венгерского экспорта до экономического перехода 1990-х годов, в течение которого запасы животных сократились на одну треть, а объем производства сельскохозяйственной продукции и экспорт сократились вдвое.
После начального периода коллективизации (1948–61) венгерские кооперативы включили частное фермерство. Частные участки составляли примерно одну восьмую земли кооператива и производили около трети сельскохозяйственной продукции страны. Пятая часть венгерских сельхозугодий принадлежала совхозам. С 1990 года земля была реприватизирована. Некоторые из пожилого сельского населения остались в реорганизованных колхозах; Однако частные фермы являются нормой.
Зерновые, прежде всего пшеница и кукуруза (кукуруза), являются наиболее важными культурами страны. Другими крупными культурами являются сахарная свекла, картофель, семена подсолнечника и фрукты (особенно яблоки, виноград и сливы). Виноградарство, встречающееся в регионе Северных гор, также имеет большое значение. В Венгрии разводят крупный рогатый скот, овец, свиней и птицу, но в ответ на усилия правительства по борьбе с перепроизводством продуктов животноводства в 1990-х годах произошло существенное сокращение поголовья скота.
Ресурсы и власть
Наиболее важными природными богатствами Венгрии, особенно в ее западных и центральных районах, являются ее плодородная почва и обильные водные ресурсы, особенно Озеро Балатон , основной актив для туризма. Ресурсы ископаемого топлива относительно скромны. Высококачественный антрацит (каменный уголь) добывается только на Комло, а лигнит (бурый уголь) добывается в Северные горы (особенно в Озд) и в Задунайе (в Татабанье). Когда-то уголь удовлетворял половину потребностей Венгрии в энергии; сейчас он составляет менее трети производства энергии.
Нефть и природный газ были обнаружены в конце 1930-х годов в Трансданубии и в течение десятилетий после Второй мировой войны в нескольких населенных пунктах Великого Альфельда, особенно вблизи Сегеда. Их доля в производстве энергии увеличилась с одной трети до половины в период между 1970 и 2000 годами; однако Венгрия способна удовлетворить только часть своих потребностей в нефти за счет внутренних ресурсов.
Единственными значительными минеральными ресурсами страны являются бокситы, из которых Венгрия обладает одними из самых богатых месторождений в Европе: марганец в Баконии и неразработанные запасы меди и цинка в Рекске. Добыча различных металлосодержащих руд значительно увеличилась в послевоенной Венгрии, но железная руда больше не добывается. Другие найденные минералы включают ртуть, свинец, уран, перлит, молибден, диатомит, каолин, бентонит, цеолит и доломит.
производство
В результате политики В результате принудительной индустриализации при коммунистическом правительстве промышленность достигла исключительно высоких темпов роста до конца 1980-х годов, когда она составляла около двух пятых ВВП. Горнодобывающая промышленность и металлургия, а также химическая и машиностроительная отрасли росли как на дрожжах, как предпочтительные сектора плановой экономики Венгрии. Действительно, половина промышленной продукции была произведена этими тремя секторами. Однако, не имея современных технологий и инфраструктуры, венгерская промышленность не была готова конкурировать в мировой экономике после краха государственного социализма. В течение первой половины 1990-х годов занятость в промышленности сократилась до одной четвертой экономически активного населения. Общий объем производства сократился почти на треть, а объем добычи в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной отраслях сократился вдвое. В течение 1990-х годов
Поскольку промышленность и венгерская экономика в целом подвергались реструктуризации и модернизации в начале 1990-х годов (включая проведение приватизации и улучшение качества товаров и услуг), некоторые отрасли промышленности более успешно адаптировались к новым условиям. Среди отраслей, которые регрессировали меньше всего и показали первые признаки роста, были пищевая, табачная и деревообрабатывающая. Из традиционно сильных секторов Венгрии химическая промышленность продемонстрировала наибольшую устойчивость , вновь продемонстрировав рост к середине 1990-х годов после значительного падения производства в начале десятилетия.
Отчасти благодаря иностранным инвестициям машиностроение (еще один важный компонент экономики) также продемонстрировало признаки улучшения к середине 1990-х годов. Ряд новых отраслей, в том числе производство и ремонт телекоммуникационного оборудования и автомобильной промышленности , также показали значительный рост.
В период с 1950 по 1990 год потребление электроэнергии в Венгрии увеличилось в 10 раз, а к 1990-м годам более трети промышленного производства было произведено энергетическим сектором. В начале XXI века три пятых потребления энергии приходилось на тепловые электростанции, которые сжигали углеводороды (большинство из которых были импортированы). Здесь находятся несколько тысяч миль нефте- и газопроводов. Ядерная энергетика составляла почти две пятых производства энергии в Венгрии с планами дальнейшего расширения. Небольшой процент выработки электроэнергии состоял из гидроэнергетики и геотермальных альтернатив .
финансы
В одноуровневой банковской системе советского типа Национальный банк выпустил деньги и монополизировал финансирование всей венгерской экономики. Начиная с 1987 года Венгрия перешла к ориентированной на рынок двухуровневой системе, в которой Национальный банк оставался банком-эмитентом, но в котором были созданы коммерческие банки. Иностранные инвестиции были разрешены, и были сформированы «консорциум» (частично принадлежащие иностранцам) банки. В 1990 году была основана фондовая биржа .
В 1990-е годы, в посткоммунистический период, процесс реформ продолжался с созданием частных банков, продажей акций государственных банков (хотя большинство банков оставалось в государственной собственности) и принятием закона, гарантирующего независимость Национальный банк. Валюта ( форинт ) также стала полностью конвертируемой для бизнеса. К началу XXI века, с резким увеличением иностранных инвестиций и числа коммерческих банков, банковская система Венгрии была почти полностью приватизирована. В 1986 году государственная система страхования была разделена на две отдельные компании, и к следующему десятилетию действовало более десятка страховых компаний.
Сделка
Венгрия была чартерным членом Comecon (Совет по взаимной экономической помощи; 1949–91). Под его эгидой торговля между странами советского блока велась на основе специализированного производства, фиксированных цен и бартера. Советский Союз был самым важным торговым партнером Венгрии, но, в конце 1980 — х и начале 90 — х годов, когда Венгрия стала более активно участвовать в мировом рынке, менее половины торговли осталась с СЭВ. Неподготовленная к конкуренции глобальных рыночных сил, Венгрия накопила большой торговый дефицит, который был покрыт за счет внешних займов. В ходе этого процесса страна получила большую задолженность и вынуждена была использовать большую часть своих экспортных поступлений для погашения.
Тем не менее, к середине 1990-х годов три четверти торговли Венгрии были с рыночной экономикой. Германия стала важнейшим торговым партнером Венгрии, за ней следуют Австрия, Словакия, Румыния, Китай и Франция . Между тем, доля импорта Венгрии из стран, входящих в состав бывшего Советского Союза, снизилась с пика более чем на одну пятую в начале 1990-х годов до менее одной десятой на рубеже 21-го века, когда венгерский экспорт в эти страны стали незначительными. В 1996 году Венгрия вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а в 2004 году стала полноправным членом Европейского союза (ЕС).
В начале XXI века машины и транспортное оборудование являлись как ведущим импортером Венгрии (составляющим три пятых от общего объема импорта), так и ведущим экспортом (составляющим половину всего экспорта). В частности, основными торговыми товарами страны были телекоммуникационное оборудование, электрические машины, энергетические машины, дорожные транспортные средства, а также офисная техника и компьютеры.
Сервисы
На протяжении последнего десятилетия 20-го века доля сектора услуг в ВВП Венгрии росла в среднем на 0,5 процента в год. К началу 2000-х годов на услуги приходилось почти две трети ВВП и рабочей силы.Туризм сыграл большую роль в этом развитии, поскольку Венгрия стала все более популярным направлением для путешественников, особенно из Австрии, Хорватии, Германии, Черногории , Румынии, Сербии, Словакии и Украины, большинство из которых прибыли на автомобиле. Существует также значительный туризм через недорогих авиаперевозчиков из Западной Европы, а также из США, Канады и Австралии.
Труд и налогообложение
Центральный совет венгерских профсоюзов в советском стиле был реорганизован в 1988 году как Национальная конфедерация венгерских профсоюзов. Он остается крупнейшим профсоюзом в Венгрии, в начале XXI века под его руководством находилось около 40 организаций. К ней присоединяются Ассоциация свободных профсоюзов Венгрии, Демократическая конфедерация свободных профсоюзов, Форум сотрудничества профсоюзов и Автономная конфедерация профсоюзов.
Транспорт и связь
Железные дороги уже давно являются центром транспортной системы Венгрии. К Первой мировой войне в стране была современная сеть, которая была одной из самых плотных в Европе, и она продолжала регулярно расширяться до конца 1970-х годов, а электрификация началась в предыдущем десятилетии. Когда промышленное производство сократилось во время перехода к рыночной экономике, железнодорожные перевозки грузов резко сократились, что сопровождалось значительным сокращением государственных субсидий, что привело к ухудшению железнодорожной инфраструктуры. Однако к концу 20-го века ЕС начал финансировать усовершенствования железнодорожной сети, а также проекты строительства автодорог.
В посткоммунистическую эпоху автоперевозки составляли все большую долю от общего объема перевозок грузов. Автобусы когда-то были основной формой поездок для пассажирских перевозок, но число частных автомобилей быстро росло после начала 1980-х годов. Этот рост взлетел после конца коммунистического режима. В период с 1989 по 1996 год на венгерских дорогах было добавлено еще 1,5 миллиона автомобилей, большинство из которых были западного производства. В этот же период доля автомобилей восточного производства быстро сократилась.
Дорожное строительство и модернизация значительно увеличились в начале 21-го века, со строительством скоростных автомагистралей (автомагистралей), выходящих из Будапешта в направлении Вены , Хорватии, Сербии, Румынии и Украины.
Река Дунай , единственный важный транспортный водный путь страны, исторически использовалась для международных перевозок через свободный порт Чепель. Однако в результате разрушения мостов в бывшей Югославии во время вмешательства НАТО (Организации Североатлантического договора) в конфликт в Косово в 1999 году большая часть судоходства внезапно остановилась. Венгерский торговый флот почти исчез, уменьшившись с примерно 200 судов в 1994 году до всего лишь 1 в 1999 году.
Международные воздушные перевозки проходят через аэропорты в Будапеште (открыт в 1986 г. и расширен в 1999 г.) и в Шиофоксе (открыт в 1989 г.). Региональные пассажирские авиаперевозки Будапешт, Ньиредьхаза, Дебрецен, Сегед, Печ, Сомбатхей и Дьёр. Национальная авиакомпания Malév Hungarian Airlines была основана в 1946 году.
В начале XXI века более половины населения Венгрии были пользователями сотовой связи . Телевизоров и радио было много, и использование персональных компьютеров и Интернета росло.
Добавить комментарий