На протяжении всей своей истории Тайвань переживал периоды экономического бума и спада. Несколько веков назад остров был крупным торговым центром в Восточной Азии, и он процветал. Экономический рост Тайваня происходил под властью Голландии в середине 1600-х годов, а в конце 1800-х годов под властью Китая. С 1895 по 1945 год он хорошо развивался как колония Японии, но сразу после Второй мировой войны переживал спад .
В конце 1940-х и начале 1950-х годов многие экономисты относились к экономической ситуации на Тайване со значительным пессимизмом. Эта оценка основывалась на неблагоприятном соотношении земли и населения Тайваня, его нехватке природных ресурсов, нехватке капитала и дискредитированном правительстве. Однако это восприятие не оказалось правдой. Экономический рост Тайваня, начавшийся в середине 1960-х годов, был настолько впечатляющим, что он приобрел название «экономическое чудо». В 1990-х годах экономика Тайваня замедлилась, но ее рост оставался хорошим даже во время финансового кризиса в Восточной Азии в 1997 году. В 2001 году Тайвань пережил спад , в основном вызванный политическим параличом. Его экономика снова пережила спад, начиная с 2008 года с глобальная рецессия , от которой она оправилась очень медленно.
Экономическому буму Тайваня в 1960-х годах и в течение нескольких десятилетий предшествовала земельная реформа , которая привела к заметному росту в сельскохозяйственном секторе. Сельское процветание стимулировало промышленное развитие, в то время как более эффективное сельское хозяйство высвободило рабочую силу для индустриализации Тайваня, которая стимулировала экономику в 1960-х и 70-х годах. В 1980-х годах Тайвань перешел на капиталоемкие и основанные на знаниях отрасли. Высокий уровень сбережений, рост производительности труда, приватизация , проницательное государственное планирование, значительные иностранные инвестиции и торговля способствовали быстрому экономическому росту Тайваня.
Первоначальная индустриализация Тайваня была вызвана ростом текстильных фабрик и компаний, которые производили легкую продукцию, такую как мелкая бытовая техника, обувь и спортивное оборудование. Впоследствии компании перешли на производство полупроводников и электронного оборудования, в том числе радиоприемников, телевизоров и компьютеров. К середине 1980-х годов Тайвань стал одним из крупнейших в мире производителей компьютеров и компьютерной периферии . Ему также удалось создать сталелитейную и судостроительную отрасли, но они имели меньшее значение, чем предприятия, производящие информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Одна из причин, объясняющих это обстоятельство, заключается в том, что экономика Тайваня основана в основном на малых и средних компаниях, а не на крупных конгломератах, как это было в случае с Японией и Южной Кореей .
Ранее Тайвань принял политику импортозамещения , вводя высокие тарифы для защиты своих перспективных отраслей. Однако вскоре она отказалась от этой стратегии в пользу решительного стимулирования экспорта — до такой степени, что вскоре она торговала больше, чем Япония, и стала моделью развития, которая опровергла модель теории зависимости, которая применялась к развивающимся странам в других частях страны. мир (например, Латинская Америка). Следует отметить, что на Тайване было создано создание экспортно-перерабатывающих зон, в которых иностранным компаниям было разрешено создавать заводы, которым были предоставлены значительные налоговые льготы и другие преимущества, но которые также обучали местную рабочую силу и создавали побочные предприятия, которые также были частью « Тайваньская модель ». Другие компоненты этой модели включали низкие налоги, хорошую инфраструктуру , стабильное общество и хорошая система образования.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
Тайвань давно известен своим продуктивным сельским хозяйством, основанным на его богатой вулканической почве, обильном количестве осадков и хорошем климате. Фактически, именно эти условия привлекли ранних китайских мигрантов. В японский колониальный период Тайвань экспортировал большое количество риса и сахара в Японию. В первые послевоенные годы сельское хозяйство процветало. Двойная обрезка риса и некоторых других культур, удобрение и ирригация значительно повысили урожайность, а также привели к появлению гибридных и других улучшенных семенных запасов.
Однако с начала XXI века фермеры Тайваня сильно пострадали от иностранной конкуренции, отчасти потому, что отдельные фермы на острове небольшие, а также потому, что после того, как Тайвань вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2002 году, стало легче импорт дешевле зарубежной сельскохозяйственной продукции. Разведение домашнего скота прошло немного лучше. Свиньи, куры и утки были предпочтительнее крупного рогатого скота, но все варианты столкнулись с трудностями перед лицом иностранного импорта. Фермеры, выращивающие фрукты и овощи, жили несколько лучше, а те, кто выращивал чай и некоторые специальные культуры, справлялись честно.
Лесное хозяйство и рыболовство, которые когда-то были важными секторами экономики, также стали менее важными. Леса истощены, и на сектор лесного хозяйства в настоящее время приходится лишь крошечная доля экономики Тайваня. Рыбаки вынуждены ловить рыбу в более отдаленных водах, и многие из них сейчас занимаются аквакультурой, чтобы остаться занятыми. Одной из областей значительного роста является цветоводство, причем Тайвань становится крупным экспортером орхидей. Органическое сельское хозяйство также стало популярным в Тайване.
В целом, сельскохозяйственный сектор составляет лишь небольшую часть экономики Тайваня, а основную часть стоимости составляют сельскохозяйственные культуры. Рис остается самой ценной культурой Тайваня, несмотря на трудности, которые членство Тайваня в ВТО создало для рисоводов. Основными фруктами и овощами, выращиваемыми по стоимости производства, являются побеги бамбука, капуста, арбузы, грибы шиитаке, листовые овощи и зеленый лук (зеленый лук). Чай имеет хороший местный рынок, а также является важным экспортным продуктом. Сахарный тростник заметно снизился в производстве из-за затрат на рабочую силу и конкуренции со стороны других стран.
Ресурсы и власть
Эксплуатация минералов практически не играет роли в экономике Тайваня, хотя когда-то это было важно. В конце 19-го века Тайвань служил угольной станцией для пароходов, использующих уголь местного производства. Золото, сера, мрамор и другие ресурсы когда-то добывались или добывались в значительных количествах, но к середине 2010-х годов вклад горной промышленности в общий объем промышленного производства Тайваня был незначительным.
Запасы угля на Тайване были в основном истощены к началу XXI века. Небольшие запасы нефти и природного газа были обнаружены на острове и в море и были использованы. Однако внутреннее производство обеспечивает лишь небольшую часть потребностей Тайваня в ископаемом топливе , и основная масса должна быть импортирована. На нефть приходится около двух пятых всего объема использования углеводородов на Тайване, а на долю угля приходится примерно треть. Импорт природного газа резко возрос в начале 21-го века.
Поскольку Тайвань имеет такую высокую зависимость от импорта иностранного топлива, он диверсифицировал свои источники этих товаров и имеет значительные возможности для хранения. Большая часть нефти импортируется с Ближнего Востока . Он закупает уголь в основном в Австралии , Индонезии и Южной Африке . Природный газ закупается в основном в Катаре , Малайзии и Индонезии.
За годы до начала своего значительного экономического роста в 1960-х годах Тайвань выиграл от дешевой выработки электроэнергии, в том числе от гидроэлектростанций и тепловых электростанций, работающих на угле. Однако ситуация быстро изменилась с быстрой индустриализацией Тайваня и последующим ростом благосостояния и потребления . В настоящее время Тайвань почти полностью зависит от энергии, вырабатываемой за счет импортируемого ископаемого топлива. Ядерная энергетика стала фактором, начавшимся в конце 1970-х годов, а в 1980-х годах атомные электростанции производили почти половину тайваньской электроэнергии. Однако эта пропорция резко сократилась — сейчас она составляет лишь одну десятую от общего числа — и ядерная энергетика столкнулась с ростом противодействия после аварии на АЭС «Фукусима».в Японии. Гидроэнергетика, солнечная и ветровая генерация и другие виды возобновляемой энергии составляют лишь небольшую часть потребления энергии.
производство
Японцы начали развивать промышленность в Тайване в конце 19-го века, вскоре после того, как они сделали Тайвань колонией, и темпы индустриализации еще больше увеличились во время Первой мировой войны (1914-18). Вторая мировая война послужила дополнительным стимулом для производства на острове, включая создание какой-то тяжелой промышленности — все это внесло значительный вклад в экономический рост острова. Тем не менее, производственный сектор Тайваня действительно процветал, начиная с конца 1950-х годов, когда ежегодные темпы роста составляли около 12 процентов. Производство росло еще быстрее в 1960-х и 70-х годах, когда оно достигло темпов, которые были почти беспрецедентными в мировой истории. В те годы индустриализация Тайваня росла в два раза быстрее, чем в Соединенном Королевстве или Японии в периоды наиболее быстрого роста в этих странах.
Индустриализация Тайваня началась с легкой промышленности — например, текстиля и мелкой бытовой техники. Вскоре он перешел к более трудоемкому и капиталоемкому производству — радиоприемникам и другим электронным устройствам, компьютерам и другим продуктам ИКТ, включая интегральные схемы.
Тем временем на Тайване была создана процветающая нефтехимическая промышленность, использующая импортную нефть, которая включала побочные продукты, включая пластмассы, лекарства и синтетические продукты, многие из которых использовались в улучшенном текстиле. Тайвань также начал производство стали и других металлов и компонентов, которые использовались для строительства кораблей, нефтяных вышек и автомобилей (в основном в рамках соглашений о совместном производстве с японскими и американскими компаниями). Инструменты, автозапчасти, электрооборудование, оптика и телекоммуникации стали важными бизнесами. Тайвань также произвел некоторое современное оружие, включая реактивные истребители и ракеты, хотя он имел ограниченный успех в конкурентной борьбе на мировом рынке продаж.
финансы
Центральный банк Китайской Республики, прикрепленный к исполнительному юаню ( исполнительная ветвь власти), поддерживает стабильность денежно-кредитной политики , контролирует банковскую деятельность и регулирует предложение денег . Он выпускает новый тайваньский доллар (валюта Тайваня) и управляет валютой Тайваня. Стоимость нового тайваньского доллара была относительно стабильной в течение нескольких десятилетий. Валютные резервы Тайваня значительны, и он входит в пятерку стран мира в этой категории. Во время азиатского финансового кризиса 1997 года банковская система получила высокую оценку за предотвращение влияния проблем в соседних странах на Тайвань.
На Тайване работают почти три десятка крупных отечественных банков и почти столько же иностранных банков, каждый из которых имеет десятки местных отделений. Есть также многочисленные кредитные кооперативы и десятки ассоциаций фермеров и рыбаков, которые предоставляют финансовые услуги.
Страховые компании процветали на Тайване с конца 20-го века, начав с низкой точки в 1950-х и 60-х годах. Начиная с начала 1990-х годов правительство пересматривало законы о страховании, которые постепенно открывали рынок для иностранных интересов, одновременно ослабляя ограничения на инвестиции отечественных компаний в зарубежную недвижимость и ценные бумаги. Проводится четкое различие между страхованием жизни и страхования жизни, а министерство финансов контролирует страховые взносы.
Тайвань в настоящее время имеет высокий уровень страхового покрытия. Такая ситуация возникла в результате быстрого экономического роста Тайваня во второй половине 20-го века, когда страхование стало способом экономии, отражая некоторую неуверенность в будущем процветании покупателей. Страховая отрасль Тайваня сильно пострадала от глобальной рецессии в 2008 году, но с тех пор она восстановилась.
Тайваньская фондовая биржа (TWSE) открылась в 1962 году и с тех пор процветала как место для частных сбережений и инвестиций. Первоначально TWSE торговали почти исключительно акциями, но впоследствии стали также предлагать облигации и другие формы инвестиций. TWSE является одним из крупнейших в мире.
Сделка
Тайвань был важным торговым субъектом во времена его истории, которая даже включала в себя работу в качестве торгового центра в Восточной Азии. В течение длительных периодов времени пираты, действующие за пределами Тайваня, вели незаконную внешнюю торговлю . В то время, когда Китай правил Тайванем, между островом и материком существовала значительная торговля. Торговля Тайваня была в основном с Японией, однако, во время японского колониального периода.
В начале периода после Второй мировой войны тайваньские лидеры осознали, что из-за нехватки природных ресурсов острова, особенно ископаемого топлива, Тайвань должен был активно развивать торговлю, чтобы выжить. Экспорт был необходим для оплаты импорта. Дешевая рабочая сила Тайваня помогла сделать его экспорт конкурентоспособным. Позже экспорт его человеческого таланта стал ключевым.
После непродолжительного периода защиты отечественной промышленности с помощью политики импортозамещения правительство перешло к активному продвижению экспорта, и эта стратегия была очень успешной. Одним из ключей к этой политике было производство более дорогих товаров, а затем улучшение их качества. Другим ключевым моментом была способность небольших компаний Тайваня находить иностранных партнеров.
Основными статьями экспорта Тайваня являются электроника, основные металлы и металлопродукция, пластмассы и резина, химикаты и оборудование. Его основными партнерами по экспортной торговле являются Китай (включая Гонконг), страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), США и Япония . Основные импортные товары Тайваня включают электрические машины и приборы, минеральное топливо и минеральные продукты, а также химикаты. Его основными источниками импорта являются Китай, Япония, страны АСЕАН, США и страны Европейского Союза .
Сервисы
Сектор услуг тайваньской экономики в настоящее время является наиболее динамичным и быстрорастущим, на его долю приходится около двух третей годового валового внутреннего продукта (ВВП). Основные компоненты услуг (в порядке убывания важности с точки зрения ВВП) включают оптовую и розничную торговлю , государственные услуги, финансы и страхование, недвижимость (включая аренду и лизинг), транспорт (включая хранение), медицинские и социальные услуги, профессиональные и высокотехнологичные услуги, проживание (в том числе питание), образование и культура (в том числе спорт и отдых).
Хотя туризм не относится к категории услуг, связанные с туризмом виды деятельности составляют значительную часть экономики Тайваня. В годы после Второй мировой войны туризм не поощрялся из-за опасений, что это угроза безопасности. Эта политика изменилась в середине 1950-х годов, и после этого число ежегодных посещений туристов быстро росло. В начале 21-го века число посетителей Тайваня выросло до нескольких миллионов в год. В течение многих лет большинство туристов приезжали из Японии, Гонконга , Соединенных Штатов и Юго-Восточной Азии, но с улучшением отношений между Китаем и Тайванем с 2008 года большое количество прибыло с материка.
Труд и налогообложение
Труд сыграл важную роль в драматическом экономическом развитии Тайваня. Изначально рабочая сила была дешевой, а рабочая этика —высокой. Со временем рост затрат на рабочую силу был компенсирован хорошим образованием, высоким уровнем квалификации и гибкой рабочей силой. Из-за высокого уровня рождаемости на Тайване в годы после Второй мировой войны численность рабочей силы удвоилась в период между 1950 и 1970 годами. Около трех пятых граждан трудоспособного возраста составляют рабочую силу, что является высоким показателем по международным стандартам. Количество работников, занятых в сельском хозяйстве, сократилось лишь до крошечной доли рабочей силы. Около четверти работников заняты в производстве, и примерно три пятых заняты в сфере услуг.
В период, когда Тайвань находился под военным положением (1949–87), забастовки были запрещены, и правительство создавало профсоюзы. Когда в 1987 году закончилось военное положение, рабочие организовались, но не стали такими активными, как ожидалось. Две попытки создать политические партии, представляющие рабочую силу, потерпели неудачу, главным образом потому, что их социалистические программы не были привлекательны для рабочих. Уровень профсоюзов в настоящее время относительно высок (более трети работников), что намного выше, чем в Соединенных Штатах или Японии, хотя это в основном из-за законов на Тайване, которые требуют членства в профсоюзах. Безопасность и другие вопросы решаются с помощью ряда законов о труде, принятых в начале 21-го века. Забастовки и протесты против рабочей силы происходят нечасто, в значительной степени потому, что большинство тайваньских компаний являются небольшими и семейными.
Безработица, хотя в первые годы и была высокой, впоследствии была низкой — в течение 80-х и 90-х годов она составляла около 2 процентов в год, что было одним из самых низких показателей в мире. В результате временами Тайвань испытывал нехватку рабочей силы. Такая ситуация подтолкнула компании к внедрению средств автоматизации и других трудосберегающих устройств и переводу заводов в Китай и другие места в Азии . Многие компании также нанимают иностранных работников, что стало социальной и политической проблемой на Тайване. Левая из центра Демократическая прогрессивная партия выступил против ввоза иностранной рабочей силы из-за опасений, что эта политика может ослабить их базу избирателей, в основном фукинских тайваньцев. В результате рецессии 2001 года безработица выросла более чем на 5 процентов; впоследствии он снизился, но снова поднялся после рецессии 2008 года, чтобы снова упасть до предыдущих низких уровней.
Женщины все чаще попадают в рабочую силу на Тайване. До начала 1960-х годов это число было небольшим по сравнению с западными странами, но после этого этот показатель увеличился. К началу 21-го века эта доля превысила 50 процентов и была почти на одном уровне с показателями в Соединенных Штатах.
Подоходный налог с населения в Тайване является прогрессивным, но низким, несколько ниже, чем ставки в Японии, но выше, чем в Западной Европе или Соединенных Штатах. Налоги на бизнес также низки, и на Тайване существует сильное мнение, что эти налоги должны быть снижены, чтобы продукты Тайваня были конкурентоспособными на мировом рынке.
Около трех четвертей доходов центрального правительства приходится на налоги. Следующая по величине доля поступает от государственных предприятий и других доходов от бизнеса. Гораздо меньшие суммы получены из различных источников, включая сборы, штрафы и компенсации, а также аренду и продажу имущества. Крупнейшими государственными расходами в порядке убывания являются социальное обеспечение, образование, наука и культура (одна статья бюджета Тайваня), национальная оборона, экономическое развитие и общее управление. Меньшие суммы предназначены для пенсий, гуманитарной помощи и долговых обязательств.
Транспорт и связь
В начале своей истории Тайвань испытывал недостаток в хороших дорогах и без железных дорог. Мало кто путешествовал далеко от своих домов, и те, кто использовал реки или прибрежные лодки. Не было никакой островной транспортной системы. Также не было разработанных систем связи.
Улучшения в сфере транспорта и связи сопровождали экономическое развитие. Дороги были построены или улучшены с конца китайского периода и продолжались до японской эпохи. Экономический бум на Тайване, начавшийся в середине 1960-х годов, сделал возможным создание современных систем. Одним из первых крупных достижений была автострада Сунь Ят-сена, завершенная в 1978 году, которая проходит с севера на юг в Тайване и соединяет Тайбэй и Чилунг с Гаосюном . Затем следовали другие скоростные автомагистрали, большинство из которых были платными, с регулировкой платных дорог выше или ниже для регулирования движения.
Железные дороги были улучшены в то же время, и с конца 20-го века были расширены линии и построены новые, поскольку дорожная система не могла справиться с резким увеличением автомобильного движения. В 2007 году была закончена высокоскоростная железная дорога с севера на юг на острове. Тайбэй и Гаосюн имеют современные системы общественного транспорта, которые построены в основном под землей.
У Тайваня есть четыре главных морских порта, которые могут принять океанские суда и большое движение. Самый большой в Као-Сюне, за ним следуют Чи-Лунг, Тай-чунг и Тайбэй. На Тайване есть два международных аэропорта: один расположен недалеко от Тайбэя, а другой — возле Гаосюна.
Железнодорожные линии в основном принадлежат государству, хотя высокоскоростная железная дорога была уникальным предприятием правительства и частного предприятия. Судоходные линии в основном находятся в частной собственности. Тайвань имеет национальную авиакомпанию: China Airlines. Несколько частных авиаперевозчиков также предоставляют международные и местные рейсы. Граждане Тайваня пользуются высоким уровнем частной собственности на автомобили и мотоциклы.
Традиционным средством коммуникации на Тайване было почтовое отделение, которое было очень эффективным. Письма были доставлены в течение нескольких часов в городах. Телефоны стали обычным явлением в частных домах в 1970-х и 80-х годах. Chunghwa Telecom, большая часть которого до 2005 года находилась в государственной собственности, является крупнейшей телекоммуникационной компанией. Он занимает значительную долю тайваньского рынка фиксированной, мобильной и широкополосной связи. Использование Интернета в Тайване быстро росло после его появления, и широкополосная связь стала широко доступной.
Добавить комментарий