Опираясь на давнюю традицию ремесел, словенцы начали модернизацию и диверсификацию своей экономики в начале 20-го века. Частично благодаря этому началу Словения добилась значительных успехов в югославской рыночной социалистической форме «самоуправления» (коммунизма). На протяжении большей части периода федерации словенцы составляли менее 10 процентов населения Югославии, однако они производили 20 процентов богатства страны и 30 процентов ее экспорта. К 1980, однако, югославской экономической системе была поддался долг и стагнации, и негодование по поводу политики центрального правительства Белграда распределения субсидий из более благополучных северных республик в менее богатых и часто коррумпированные южные республики, вероятно , главным катализатор словенской независимости. Распад Югославии, однако, лишил Словению безопасного рынка и вызвал экономический дисбаланс, поскольку словенские предприятия были вынуждены конкурировать за бизнес на более широком рынке во время мировой рецессии. Были выявлены внутренние слабые стороны «находящихся в общественной собственности» предприятий, в том числе пернатые , ограниченные профессиональные навыки, низкая конкурентоспособность, недостаточная капитализация, устаревшие методы производства и сопротивление инновациям . К положительным моментам относятся современная инфраструктура и традиционно сильная социальная дисциплина в Словении .
В начале XXI века словенская экономика основывалась главным образом на услугах и торговле. Переход к рыночной экономике повысил уровень жизни в сельских населенных пунктах, несмотря на лишь скромные изменения в традиционном типе землевладения для мелких собственников. Это также произвело небольшую группу недавно богатых людей, tajkuni («магнаты»). Большая часть экономики была приватизирована, и значительный источник дохода поступает от производства автомобильных деталей, фармацевтических препаратов и электрических приборов.
Сельское и лесное хозяйство
Архаичные методы словенского земледелия начали меняться в конце 1700-х годов с введением современного севооборота и новых растений, таких как картофель, кукуруза (бобы), бобы и люцерна, которые помогли положить конец голоду. К середине 20-го века в сельском хозяйстве преобладали молочные и мясные продукты, а зерновые были в основном заброшены. При коммунистическом правлении частные участки были ограничены 25 акрами (10 га), а экспроприированные земли были переданы колхозам и совхозам. В результате 250 «социальных» предприятий (колхозов и совхозов) были связаны с производством продуктов питания . Они оказались эффективными, особенно в выращивании птицы и крупного рогатого скота, но работали с большими затратами.
К началу XXI века сельское хозяйство вносило сравнительно небольшой вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) Словении, и на нем работало менее одной десятой рабочей силы страны. Поскольку Словения производит около четырех пятых своих потребностей в продовольствии, она не является полностью самодостаточной; однако прогресс в аграрном секторе был огромен. Ведущие сельскохозяйственные культуры включают пшеницу, кукурузу (кукурузу), сахарную свеклу, ячмень, картофель, яблоки и груши. Есть также немного виноградарства. Ранее государственные хозяйства были приватизированы. Большинство словенских хозяйств являются семейными. Животноводство (особенно свиней, крупного рогатого скота и овец) является важной сельскохозяйственной деятельностью. Разведение лошадей, особенно в Липице — оригинальном доме венских знаменитостей Липиззанер лошадей — также способствует экономике.
Древесина остается ключевой для словенской промышленности, но древесина часто импортируется. Словения густо засажена лесами: более трех пятых ее земель покрыто деревьями. Однако леса были повреждены выбросами заводов и автомобилей, и короед снизил качество древесины в старых лесах.
Ресурсы и власть
Хотя известняк, который добывают и используют в строительстве, в изобилии, в Словении добыча полезных ископаемых снизилась, так как ресурсы истощены, и были введены экологические ограничения. В ходе этого процесса многие словенские шахты, в том числе ртутные, урановые, свинцовые, цинковые и бурые угольные шахты, были закрыты, хотя лигнитная шахта Веленье по-прежнему важна.
Поскольку запасы словенского угля стали скудными и их качество ухудшается, природный газ (по трубопроводу из России) и нефть выросли в качестве источников энергии. Термоэлектричество, работающее на ископаемом топливе, обеспечивает около двух пятых электроэнергии Словении. Ряд гидроэлектростанций на реках Драва, Соча и Сава производят около четверти всей электроэнергии страны. Ядерная энергия , вырабатываемая на заводе в Кршко (недалеко от границы с Хорватией), также важна, обеспечивая около трети энергии Словении. Словения делит электроэнергию в Кршко с Хорватией.
производство
Современная промышленная история Словении началась в 19 веке с вливания капитала из крупных городов (например, Вены, Праги и Граца) и районов, находящихся под властью Габсбургской монархии. К 1910 году десятая часть рабочих была занята в промышленности. Югославский рынок после 1918 года особенно выиграл от словенского производства текстиля, железа и других металлов, добычи угля и производства изделий из дерева. Малые отрасли промышленности развивались благодаря хорошей транспортировке, электрификации и квалифицированной, высоко мотивированной рабочей силе , поэтому к 1939 году число промышленных работников удвоилось. При коммунистическом правлении промышленность была практически принудительной. Производство металлов и двигателей получили высший приоритет; текстиль занял второе место; и электрическое машиностроение, новая ветвь.
Сразу после краха коммунизма около половины рабочей силы Словении было занято в производственном секторе, а занятость в сельском хозяйстве сократилась до менее одной пятой. Поскольку производство было ориентировано на потребности Югославии, не вся словенская промышленность могла конкурировать на более развитых рынках. Тем не менее, в Словении была хорошо сбалансированная производственная база, которая включала металлические изделия, автомобильные детали, мебель, бумагу, обувь, спортивные товары, электронное оборудование и текстиль. К началу 21-го века Словения начала производить фармацевтические препараты для экспорта и специализированную электронику. Иностранные инвестиции в Словении увеличились, о чем свидетельствует рост числа международных сборочных предприятий. Производство вносило около одной пятой в ВВП и заняло около четверти рабочей силы.
финансы
Банк Словении является центральным банком страны . Он выпускает словенскую валюту, евро , которая заменила словенского лидера в 2007 году. Контроль за капиталом был полностью отменен после вступления Словении в Европейский Союз (ЕС). Австрия, Германия , Франция , Швейцария и Италия являются ведущими иностранными инвесторами Словении. В Любляне есть биржа .
Сделка
С потерей югославского рынка торговой целью Словении стала интеграция с ее новым главным партнером, ЕС , и большая часть торговли страны идет с другими членами ЕС — в частности, с Германией, Италией, Францией и Австрией, а также с Хорватией. В начале XXI века торговля Словенией с другими бывшими югославскими республиками также увеличилась. Основные статьи импорта включают машины и транспортное оборудование, химические продукты, минеральное топливо и металлы. В экспорт Словении входят автомобили и запчасти к ним, электрические машины, фармацевтические препараты и другие химические продукты, а также мебель. Значительный объем экспорта Словении проходит через Адриатический порт страны Копер.
Сервисы
Сектор услуг является крупнейшим компонентом экономики Словении. С начала 1990-х годов важность туризма значительно возросла. Иностранные посетители, многие из которых просто проезжали через Словению по пути в восточное Средиземноморье, теперь пользуются возможностями для отдыха, такими как катание на лыжах, пешие прогулки, катание на лодках, рыбалка и охота, которые являются многочисленными в результате разнообразной топографии Словении. Особенно заметной достопримечательностью является система известняк пещеры в Škocjan , который был назначен Объект всемирного наследия в 1986 году. Еще одна достопримечательность для туристов — Триглавский национальный парк с горой Триглав. Горячие источники и минеральные водные курорты приобрели популярность; Один из таких курортов, Рогашка Слатина, расположен в неоклассическом здании эпохи Габсбургов. Другие известные курорты включают Порторо-Портороз на Адриатическом море и альпийские города Блед, Бохинь, Бовец и Краньска Гора, которые являются излюбленным местом для лыжников, туристов и альпинистов. Десятки сохранившихся средневековых сооружений найдены в Словении; Одним из наиболее впечатляющих является Люблянский замок (Люблянский град), построенный в 1144 году на вершине холма с видом на Любляну. Столица также является домом для многих прекрасных образцов архитектуры в стиле барокко., в том числе Урсулинская церковь и францисканский монастырь. Посетители Словении в основном из Европы (в частности, из Германии, Италии, Австрии, Хорватии и Великобритании).
Труд и налогообложение
Профсоюзы начали появляться в Словении только после краха коммунизма. Около двух третей рабочей силы принадлежит профсоюзам. Двумя крупнейшими профсоюзами являются Ассоциация независимых профсоюзов Словении и Независимости, Конфедерация новых профсоюзов Словении. Забастовки не распространены.
Центральное правительство получает основную часть своего дохода за счет налога на добавленную стоимость и прогрессивного подоходного налога , тогда как местные органы власти получают большую часть своих доходов за счет подоходного налога с фиксированной ставкой и налогов на имущество. На все товары в 1990-х годах был введен единый налог на добавленную стоимость. В целом, уклонение от уплаты налогов считается широко распространенной проблемой в Словении.
Транспорт и связь
Восточная альпийская локация Словении и легкодоступные транзитные маршруты имели решающее значение с древности. Остатки римской дороги и сети поселений все еще видны. В 1840-е годы правительство Габсбургов в Вене построило монументальную Южную железную дорогу, которая проходила через Словению на пути из столицы Австрии в Триест.
Два основных автомобильно-железнодорожных коридора пересекают современную Словению, один проходит из Ирана в северо-западную Европу, а другой — из Испании в Россию . Автоцесты (скоростные автомагистрали) являются связующим звеном дорожного путешествия в Италию, Австрию и Венгрию. Маршруты, ведущие в Хорватию, были улучшены. В 2000 году была построена железнодорожная линия для прямого соединения Словении и Венгрии. Туннель Караванке, длиной около 5 миль (8 км), открылся в 1991 году и соединяет Словению с Австрией. Несмотря на усилия по улучшению своих автомагистралей, Словения страдает от пробок на дорогах, особенно вблизи Любляны и Марибор . Многие железнодорожные вагоны Словении были модернизированы, и было введено высокоскоростное междугороднее сообщение, связывающее города Марибор, Целе и Любляну; тем не менее, большая часть системы остается устаревшей, что ограничивает производительность оборудования.
Основной международный аэропорт страны расположен примерно в 12 милях (20 км) к северу от Любляны в Брнике, и есть другие аэропорты в Мариборе и Портороже. Национальная авиакомпания Adria Airways предоставляет прямые рейсы в большинство крупных европейских городов.
Хотя к 2001 году рынок телекоммуникаций в Словении был полностью приватизирован, в этом секторе доминируют лишь несколько компаний. Количество интернет-пользователей в Словении является одним из самых высоких в Европе. Практически все домохозяйства в Словении имеют доступ к фиксированной телефонной связи, и сотовые телефоны распространены.
Добавить комментарий