Mindinvest

Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инвестиций

Азия, Экономика

Экономика Северной Кореи

Северная Корея имеет командная (централизованная) экономика. Государство контролирует все средства производства, а правительство устанавливает приоритеты и акценты в экономическом развитии. С 1954 года экономическая политика была обнародована через ряд народнохозяйственных планов. В ранних планах первоочередное внимание уделялось послевоенному восстановлению и развитию тяжелой промышленности, особенно химических веществ и металлов. Последующие планы были сосредоточены на эксплуатации ресурсов и совершенствовании технологий, механизации и инфраструктуры . До 1970-х годов сельскому хозяйству уделялось мало внимания, и только в конце 1980-х было предпринято много усилий для улучшения качества и количества потребительских товаров.

Достоверной информации о показателях северокорейской экономики обычно не хватает. Внешние наблюдатели пришли к выводу, что страна последовательно не в состоянии достичь поставленных целей и что статистические данные о производстве, публикуемые правительством, часто бывают завышенными. Таким образом, несмотря на то, что Северная Корея предприняла серьезные усилия по преобразованию по существу аграрной экономики в экономику, основанную на современной промышленности в годы после Корейской войны , считается, что страна достигла лишь частичного успеха.

Экономические цели Северной Кореи всегда были связаны с общегосударственной политикой самообеспечения ( чучхе или чуче ). Страна избегала иностранных инвестиций, хотя она принимала значительную экономическую помощь от Советского Союза и его сателлитов восточноевропейских стран, а также от Китая . Несмотря на заявленную политику самообеспечения, Северная Корея обычно считала необходимым импортировать такие важные товары, как топливо и оборудование, а также зерно.

К началу 1990-х годов Северная Корея начала испытывать серьезные экономические трудности. Советский Союз распался, и коммунистические режимы его восточноевропейских союзников пали, лишив Северную Корею большинства своих торговых партнеров и значительную часть своей прежней помощи. Китай сократил, но не полностью прекратил поставки материалов в Северную Корею, но в 1992 году он начал требовать выплаты наличными вместо счетов в виде грантов или кредитов. Кроме того, в середине 1990-х годов страна пострадала от ряда стихийных бедствий, включая наводнения и засуху. В результате возникла серьезная нехватка зерна и продовольствия, а голод и недоедание были широко распространены по всей стране.

К концу десятилетия ситуация несколько улучшилась из-за масштабного вливания международной продовольственной помощи. В июле 2002 года правительство провозгласило новую политику, направленную на преодоление огромного разрыва, сложившегося между официальной экономикой и так называемой «реальной народной экономикой» (т. Е. Черным рынком ), которая находилась в муках бесконечной инфляции . Но меры служили только как временный перерыв; вплоть до первого десятилетия XXI века высшим приоритетом правительства оставалось решение того, что оно называло «продовольственной проблемой».

В дополнение к принятию Северной Кореей иностранной помощи в 1990-х годах ее низкие экономические показатели в течение десятилетия заставили правительство начать открывать экономику для ограниченных иностранных инвестиций и увеличения торговли. К концу этого десятилетия Северная Корея активно привлекала иностранные инвестиции из стран Европейского союза (ЕС), Южной Кореи и других стран. Он был более восприимчив к дискуссиям со странами ЕС и Содружества, чем к США и Японии.и Южная Корея — последние три страны имели гораздо больше дипломатических и стратегических разногласий с Северной Кореей со времен Корейской войны (в случае Японии с колониального периода), чем другие. Однако, поскольку эти три страны были основными источниками иностранной помощи в начале XXI века, Северная Корея поддерживала как минимум минимальные контакты с каждой из них.

На протяжении всей истории Северной Кореи предпринимались усилия по повышению низкой производительности труда. В конце 1950-х годов государство приняло меру массовой мобилизации под названиемДвижение Ch’ŏllima («Летающая лошадь»), созданное по образцу Большого скачка Китая в 1958–1960 годах. Впоследствии, в начале 1960-х годов, были введены программы в области управления сельским хозяйством и промышленностью, которые назывались, соответственно, метод Чонгсанни и система работы Тэана. В конце 1990-х годов страна приняла официальную цель построения сильной военной и процветающей экономики, приняв девиз «Kangsŏng taeguk» («Сильная и процветающая нация»). Под этим лозунгом Ким Чен Ир заплатил дотошно внимание к армии, его основная база власти, при этом открывая части экономики для размещения иностранных инвестиций и торговли. Северная Корея даже разрешила использовать часть своей территории иностранным (южнокорейским) предприятиям, в том числе достопримечательности вокруг горы Кымган на юго-востоке и промышленный комплекс Кэсёнг на юго-западе. Однако работа этих закрытых и ограниченных районов, известных как особые экономические районы ( gyŏngje t’ŭkgu ), проводилась строго под наблюдением Северной Кореи и предназначалась исключительно для сбора иностранных валют (главным образом долларов США), а не как часть общая экономическая активность страны.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство

К 1958 году все частные фермы были включены в более чем 3000 кооперативы ; Каждый кооператив включает в себя около 300 семей на 1200 акров (500 га). Подразделения фермы контролируются управляющими комитетами, которые издают приказы рабочим группам, устанавливают тип и количество используемых семян и удобрений , а также устанавливают производственные квоты. Продукция поставляется правительству, которое контролирует распространение через государственные магазины. Есть также государственные и провинциальные типовые фермы для исследований и разработок .

Сельское хозяйство вносит уменьшающийся удельный вес в национальную экономику, но в целом наблюдается рост обрабатываемых земель, ирригационных проектов, использования химических удобрений и механизации. Тем не менее, с начала 1990-х годов в Северной Корее наблюдается хроническая нехватка химических удобрений, семян и сельскохозяйственного оборудования. Фермерам платят за труд в деньгах или в натуральной форме, и им разрешается содержать цыплят, пчел, фруктовые деревья и сады. Теоретически, фермеры могут продавать излишки продукции на местных рынках, которые периодически проводятся, но с продовольственным кризисом, который начался в середине 1990-х годов, любой излишек сверх прожиточного минимума исчез. Хотя фермеры жили сравнительно лучше, чем большинство городских рабочих в неурожайные годы, даже они боролись за выживание.

Основными продовольственными культурами являются зерновые, в частности рис , кукуруза (кукуруза), пшеница и ячмень. Раньше в стране производилось достаточно риса для внутреннего потребления , но некоторые теперь импортируются. Пшеницу пришлось импортировать еще до периода нехватки продовольствия, хотя урожайность пшеницы возросла после середины 1950-х годов. Картофель, сладкий картофель, соевые бобы и другие бобы, овощи и древесные плоды широко выращиваются. К техническим культурам относятся табак, хлопок, лен и рапс (трава, выращенная для масличных культур). Животноводство сосредоточено в районах, плохо приспособленных для выращивания сельскохозяйственных культур. На протяжении всей истории животноводства неуклонно росло, особенно птицеводство. Тем не менее, во время продовольственного кризиса все сектора сельскохозяйственного производства сильно пострадали.

Северная часть содержит большие лесные запасы лиственницы , ели и сосны. Большинство прибрежных склонов были в значительной степени обезлесены, однако большая часть этого была сделана японцами во время Второй мировой войны; Программы лесовосстановления сделали упор на экономическое лесное хозяйство. Лесное производство после спада после войны существенно не выросло. Большая часть древесины используется как дрова. Во время острой нехватки топлива, которая сопровождала годы экономического кризиса, северокорейцы без разбора — и часто незаконно — вырубали деревья для дров. Многие горные склоны в стране сейчас бесплодны; потеря лесного покрова способствует массовым наводнениям в сезон муссонов , что, в свою очередь, приводит к плохому урожаю и дальнейшим экономическим трудностям.

Море является основным источником белка для северокорейцев, и правительство постоянно расширяется коммерческая рыбалка . Большая часть рыболовной деятельности сосредоточена в прибрежных районах на каждой стороне полуострова, хотя в конце 20-го века наблюдался рост глубоководного рыболовства. Основные пойманные виды включают минтая, сардины , скумбрию , сельдь , щуку , желтого хвоста и моллюсков. Аквакультура составляет около четверти рыбного производства страны.

Ресурсы и власть

Северная Корея содержит основную массу всех известных месторождений полезных ископаемых на полуострове. Подсчитано, что около 200 полезных ископаемых имеют экономическую ценность. Наиболее важными являются железная руда и уголь , хотя больше внимания уделяется добыче золота, магнезита (карбоната магния), свинца и цинка. Другие богатые минералы включают вольфрам , графит, барит (сульфат бария) и молибден .

Большие запасы железной руды с высоким содержанием руды добываются в северной и южной провинциях Хванхэ, Южном Пянгане и Южном Хамгынге, а месторождения в Мусане, провинция Северный Хамгынг, имеют низкое качество. Богатые залежи антрацита (каменного угля) встречаются вдоль реки Тедонг, особенно в Анжу, к северу от Пхеньянга, и недалеко от Пегама в провинции Янган. На дальнем северо-востоке и в Анжу также имеется меньшее количество лигнита (бурого угля). Северная КореяМесторождения магнезита , крупнейшие в мире, сосредоточены в Танчыне, в провинции Южный Хамгынг.

Промышленное развитие связано с большим предложением электроэнергии в стране . Во время японского режима гидроэнергетические ресурсы были сильно развиты вдоль реки Ялу и ее верховий притоков. Производство электроэнергии по-прежнему основано главным образом на гидроэлектроэнергии, но тепловое электричество становится важным из-за более низких затрат на строительство и ненадежности гидроэлектроэнергии в сухой сезон. Однако с 1990-х годов производство электроэнергии снизилось до критического уровня из-за общего сбоя национальной экономики.

производство

Промышленный сектор организован в государственные предприятия и производственные кооперативы, причем последний в основном ограничивается ремеслами, морской обработкой и другими мелкими операциями. Наиболее важными отраслями являются металлургия, машиностроение, химическая промышленность и текстильная промышленность. Производство чугуна и стали изначально было сосредоточено на Songnim и Ch’jngjin, но были расширены, чтобы включить большой интегрированный завод в Кимчджэк . Промышленное и сельскохозяйственное оборудование изготавливается в Кангсоне, недалеко от Пьюнгяна и нескольких других городах, включая Хичин. Производство химических веществ сосредоточено на удобрениях и нефтехимических веществах, большая часть которых производится в районе Анжу к северу от Пхеньянга. Текстильная промышленность сосредоточена в P’yŏngyang, Sinŭiju и Sunch’ŏn. Другие продукты включают в себя цемент, вооружение, транспортные средства, стекло, керамику и некоторые потребительские товары (в основном одежду и продукты питания).

Финансы и другие услуги

Северокорейский Вон является официальной валютой, аЦентральный банк Корейской Народно-Демократической Республики является единственным банком-эмитентом. Он получает все национальные доходы и драгоценные металлы и обеспечивает государственные учреждения оборотным капиталом. Есть несколько других государственных банков, все под надзором Центрального банка. Среди них — Банк внешней торговли, который обрабатывает все иностранные операции и, когда это применимо, иностранную валюту. Начиная с конца 1980-х годов было разрешено ограниченное количество совместных банковских операций, а позднее были разрешены также частные и корпоративные сберегательные счета для нерезидентов. Пытаясь восстановить контроль над валютой и рынками, правительство в конце 2009 года переоценило вон до 1 процента от его существующей стоимости (тем самым исключив практически все сбережения, накопленные отдельными лицами), закрыло рынки и запретило использование иностранных валют. Эти меры вызвали экономический кризис и вызвали иные редкие публичные протесты граждан.

Правительство поддерживает строгий контроль над туризмом. Большинство посетителей приезжают из Азии , особенно из Китая, с которым Северная Корея поддерживает тесные отношения. Туристы, особенно с Запада, жестко ограничены в передвижении и сопровождаются официальными путеводителями по Северной Корее. Сектор развивался в новом направлении, начиная с 1998 года, принимая организованные оплачивающие вход туристические группы из Южной Кореи (из разных национальностей, включая западных туристов) в район горы Кымган и промышленный комплекс Кэсёнг, два из особых экономических районов страны. Тем не менее, оба предприятия были подвержены капризам отношений между двумя странами.

Сделка

Внешняя торговля медленно расширялась и диверсифицировалась. Сначала торговля велась только с Советским Союзом и Китай, но с 1960-х годов это было разрешено с растущим числом стран. Основными торговыми партнерами являются Китай, Южная Корея, Россия, Япония, Индия и Таиланд . Торговлю с Южной Кореей продвигают в основном частные корпорации. Зона свободной торговли , еще особых экономических районов Северной Кореи, была создана в конце 1990 — х годов в Раджин-Сонбонг (ныне Расон), в северной провинции Северный Хамгён. Импорт в основном состоит из напитков, продуктов питания и других сельскохозяйственных продуктов, минерального топлива, машин и текстиля. Экспорт включает в себя живых животных и сельскохозяйственную продукцию, текстиль и одежду, машины и минеральное топливо и смазочные материалы.

Транспорт

В целом, транспортная система в Северной Корее стоит на месте, поскольку инфраструктура изношена, а энергоснабжение ограничено. С конца 20-го века было построено несколько новых автомагистралей или железнодорожных линий. После экономического спада в 1990-х спрос на транспортные сети сократился. Впоследствии он увеличился в течение этого периода, так как многие люди были вынуждены покинуть свои дома в поисках еды и доходов, что оказывало давление на неадекватную и устаревшую транспортную инфраструктуру. Хотя в Северной Корее свободное передвижение через округа и провинции не разрешено (для этого необходимы специальные разрешения на поездки), многие северокорейцы нелегально передвигаются по стране.

Железные дороги являются основным средством передвижения. Основная схема железной дороги проходит в направлении север-юг, примерно параллельно берегам, с ответвлениями до речных долин. Из-за высоких гор существует только одна железнодорожная линия восток-запад, между Пьюнгянг и Вонсан . Линия западного побережья пролегает от Кесонга недалеко от южнокорейской границы до Синджию на границе с Китаем, соединяющей крупные города. От этой главной ветки ветвь из Пхеньянга на юго-запад к Нампо соединяет центры машиностроения и литейного производства. Другая линия пролегает к северу от Пхеньянга до Маньпо на реке Ялу, соединяя западные районы с северо-восточными провинциями Китая. Главная железная дорога на восточном побережье проходит от Вонсана к северу до Расона и продолжается до Намьяна на границе с Китаем. Железнодорожная линия, построенная в начале XXI века, позволяла перевозить грузы между Расоном и российской пограничной станцией Хасан. Несколько ответвлений обслуживают внутренние районы и шахтерские центры.

Транспортировка по шоссе не так важна, как по железным дорогам, потому что мало автомобилей. Основные дороги параллельны железнодорожным линиям. Скоростные автомагистрали соединяют Пингунян с Вонсаном, Нампо и Кейсонгом. Однако большинство дорог не асфальтированы.

Речные перевозки играют важную роль в перемещении сельскохозяйственной продукции, полезных ископаемых и пассажиров. Наиболее важными реками, используемыми для грузовых перевозок, являются Ялу, Тэдонг и Чаэринг. Основные порты на западном побережье Нампо — порт въезда в Пхеньян, Хэчжу и Тасу; основные восточные порты — Вонсан, Хангнам, Чангджин и Раджин.

Воздушные перевозки контролируются ВВС . Между крупными городами ведутся рейсы, а международные рейсы связывают Пъянъян с Пекином и Москвой. Международный аэропорт Сунан расположен к северо-западу от Пьюнгяна; более крупные внутренние аэропорты расположены в Хамхонге , Чхунджине и Вонсане.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Тема разработана 2015-2024 Все права защищены