Общее положение страны
Грузия | 2018 |
Население, млн | 3,7 |
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США | 15,5 |
ВВП на душу населения, в текущих ценах | 4068 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2018) | 73,5 |
За последнее десятилетие экономика росла устойчиво со среднегодовым темпом 4,5%. И это несмотря на многочисленные потрясения, в том числе мировой финансовый кризис 2007–2008 годов, конфликт с Российской Федерацией в 2008 году и падение цен на сырьевые товары с 2014 года, что повлияло на ключевых торговых партнеров.
Уровень бедности снизился с 32,5% в 2006 году до 17,1% в 2016 году. Бедные значительно выиграли от социальной политики правительства, а также от новых экономических возможностей.
Хотя по региональным стандартам неравенство остается высоким, в последние годы оно снижается благодаря значительному улучшению благосостояния домохозяйств в нижних 40% распределения доходов.
Глубокие реформы в области управления экономикой и управления принесли Грузии репутацию «звездного реформатора». Чтобы поддержать частный сектор, Грузия ввела правила и положения, которые облегчают ведение бизнеса, и международные рейтинги страны по управлению и инвестиционному климату имеют париться. Ожидается, что соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским союзом (ЕС) и Соглашение о свободной торговле с Китаем будут стимулировать торговую интеграцию.
Более того, энергетика, туризм и агробизнес потенциально могут помочь в дальнейшей интеграции страны в региональную и мировую экономику.
ПОСЛЕДНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Экономический рост ускорился в первой половине 2018 года до 5,7%, чему способствовало усиление как внешнего, так и внутреннего спроса. Внешний приток в первом полугодии 2018 года оставался высоким. Экспорт товаров вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, туризм вырос на 24%, а денежные переводы — на 18%.
Однако устойчивый внутренний спрос привел к увеличению импорта на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и небольшому увеличению дефицита счета текущих операций. Несмотря на 4% -ное снижение курса лари по отношению к доллару США в августе 2018 года, эффективный обменный курс в течение большей части 2018 года повышался из-за ослабления валют основных торговых партнеров Грузии, включая Россию и Турцию. Годовая инфляция составила 3,1% в августе 2018 года, в рамках цели Центрального банка в 3%.
Фискальная политика в первой половине 2018 года была консервативной по отношению к утвержденному бюджету. Расходы на инфраструктуру были медленнее, чем ожидалось, а консолидация текущих расходов продолжалась. Хотя фискальные счета показали скромный профицит в первой половине 2018 года, дефицит в 3,1% ВВП прогнозируется на весь 2018 год (ниже запланированного дефицита в 3,8% ВВП), за исключением любого непредвиденного ускорения капитальных расходов.
Банковский сектор хорошо капитализирован и прибылен, с низким коэффициентом необслуживаемых кредитов (2,7% от общего объема кредитов на конец июля 2018 года). Однако структурные уязвимости сохраняются в некоторых областях. Экономика остается высоко долларизованной. Хотя доля как депозитов в иностранной валюте, так и кредитов в иностранной валюте несколько снизилась по сравнению с прошлым годом, эти показатели составили 60,8 и 54%, соответственно, за первые шесть месяцев 2018 года. Тенденция к снижению уровня бедности в Грузии с 2015 года достигла плато Ограниченный рост занятости и статические трансферты социальной помощи могут быть основными причинами стагнации.
Экономический прогноз
Ожидается, что рост реального ВВП достигнет 5,3% в 2018 году и колеблется в пределах 5% в среднесрочной перспективе, экономические перспективы Грузии позитивны. Сильный поток инвестиций, постепенно увеличивающиеся государственные капитальные расходы и улучшенная связь будут поддерживать динамику экономической активности.
Гибкий обменный курс и постепенное укрепление механизма передачи денежно-кредитной политики будут поддерживать конкурентоспособность при сохранении стабильности цен.
После расширения в 2018 году внешний дефицит, по прогнозам, будет постепенно сокращаться, хотя его финансирование, возможно, будет в большей степени зависеть от притоков, генерирующих долги, не связанных с льготами. Общий внешний долг, превышающий 108% ВВП, уже является источником уязвимости.
Ожидается, что государственные расходы продолжат постепенно переходить от текущих к капитальным расходам в среднесрочной перспективе, что отражает большой разрыв в инфраструктуре в стране и наличие льготного финансирования. Прогнозируется, что дефицит бюджета будет колебаться на уровне около 3% ВВП до 2020 года в соответствии с среднесрочными бюджетными рамками правительства, что поможет сократить государственный долг Грузии примерно до 40% ВВП.
Экономическая экспансия должна создавать больше рабочих мест и других возможностей для получения дохода в нижней части распределения доходов.
Дискреционное увеличение социальной помощи может также способствовать дальнейшему сокращению бедности и повышению устойчивости в предстоящие годы, хотя влияние на устойчивость бюджета должно быть тщательно продумано.
Добавить комментарий