ЧЕРНОГОРИЯ | 2016 |
Население, млн | 0.6 |
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США | 4,1 |
ВВП на душу населения, в текущих ценах | +6600 |
Коэффициент Джини (2014) | 31,9 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет (2014) | 76 |
Черногория — это небольшая открытая экономика, которая стремится к вступлению в ЕС к 2025 году. Она также уязвима для внешних потрясений, поскольку она в значительной степени зависит от притока капитала из-за рубежа для стимулирования своего роста.
Из-за своего размера и без того высокие затраты на развитие и функционирование национальных учреждений усугубляются ограниченными возможностями использования эффекта масштаба в предоставлении общественных благ и услуг. Совместимые с ЕС правовые рамки и регулирующие органы, а также способность поглощать средства ЕС требуют существенного наращивания потенциала.
В то же время переход к рыночной экономике требует уменьшения влияния государства на экономику. Создание благоприятных условий для развития частного сектора требует реструктуризации государственных предприятий (ГП) и рационализации государственных расходов для сокращения расходов государства.
Черногория начала переговоры с ЕС в июне 2012 года и стремится присоединиться к 2025 году, опередив другие страны на Западных Балканах. Из 35 глав переговоров две были временно закрыты, а 22 — открыты. В последнем Докладе Европейской комиссии (ЕК) о ходе работы в Черногории была подчеркнута важность поддержания макроэкономической стабильности, отмечая, что быстрый рост государственного долга и высокий дефицит бюджета, а также высокий внешний дисбаланс и высокий уровень безработицы вызывают особую обеспокоенность.
Более того, совокупный эффект от крупных государственных инвестиций в инфраструктуру и нескольких новых дорогостоящих программ социальных расходов ставит под сомнение устойчивость бюджета.
Последние экономические события
Рост замедлился в 2016 году до 2,1% после роста на 3,2% в 2015 году из-за задержек в строительстве автомобильных дорог, проблем в промышленности и только умеренного уровня туризма. Рынок труда стагнировал в 2016 году, несмотря на рост. Начиная с 2016 года, поправки к Закону о социальном уходе и защите детей предоставляли пожизненное пособие матерям с тремя и более детьми, которые могут претендовать на основании 15 лет зарегистрированной безработицы или 15 или 25 лет работы. С тех пор число зарегистрированных безработных увеличилось более чем на 10000 человек, и около 4000 женщин оставили официальную работу, чтобы получить пособие.
В то же время, благодаря росту заработной платы в государственном секторе, реальная заработная плата выросла на 3,4% в 2016 году, что значительно выше роста производительности, что указывает на увеличение удельных затрат на рабочую силу более чем на 7% в 2016 году. Некоторые бедные домохозяйства столкнулись с ростом доходов из-за Материнское пособие, даже если оно и предусмотрено, оно не предназначено для бедности, не поощряет работу и представляет собой фискальное бремя (около 2% ВВП). С учетом этих изменений и восстановления экономики, начавшегося в 2012 году, уровень бедности (измеряемый в 5 долл. США в день в 2005 году по паритету покупательной способности [ППС)) снизился с пикового значения в 19,6% в 2012 году до предполагаемых 12,8% в 2016 году. Дефицит сократился до 4% ВВП в 2016 году с 8% в 2015 году, в основном за счет сокращения капитальных расходов. Государственный долг вырос до 68% ВВП.
Кредитная активность незначительно восстановилась, в то время как объем необслуживаемых кредитов (НОК) сократился до 10,3% в 2016 году. Кредиты домашним хозяйствам существенно выросли почти на 11% благодаря эффекту низкой базы, а после достижения годового минимума в сентябре корпоративное кредитование также восстановилось. , увеличившись на 1,9% в декабре 2016 года. Депозиты выросли более чем на 9%.
Дефицит текущего счета (CAD) в 2016 году увеличился до 19,2% за четыре квартала на фоне роста импорта, связанного со строительством, и крупных выплат дивидендов. Чистые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) также сократились до 10% ВВП, покрывая около половины финансирования CAD
Экономический прогноз
Ожидается, что экономика будет расти в среднем на 2,8% в 2017–1919 годах благодаря крупным государственным инвестициям и личному потреблению. Тем не менее, как только замедлится значительный стимул роста государственных инвестиций, общие темпы роста также уменьшатся, что еще больше обнажит существующие слабые места в бюджетном и внешнем балансах. Внешние дисбалансы снова увеличатся до уровня около 21% ВВП, что в сочетании с дальнейшим ростом дефицита бюджета и долга увеличит и без того высокую уязвимость к внешним шокам. Инфляция прогнозируется на уровне 2% в период 2017–1919 годов.
Прогнозируется, что дефицит бюджета увеличится до уровня выше 6% в 2017–18 годах, а затем сократится до 4% ВВП к 2019 году. По оценкам, уровень бедности (5 долл. США в день по ППС 2005 года) будет медленно снижаться до 11,5% в 2017 году при условии восстановления занятости, в том числе в строительстве и туризме.
Экономический прогноз является позитивным, но риски снижения возросли. Неустойчивый дефицит бюджета требует амбициозной консолидации бюджета, чтобы создать пространство для упорядоченного обслуживания крупных потребностей в рефинансировании, превышающих 16% ВВП в период 2019–2021 гг. Сократить дефицит будет непросто, но это крайне необходимо, учитывая необходимость успокоить рынки и обеспечить успешное пролонгирование существующих обязательств при кредитном рейтинге B + с негативным прогнозом.
Большие внешние дисбалансы все еще увеличиваются, увеличивая и без того высокую внешнюю уязвимость. Неопределенность внутренней политики и медленные темпы структурных реформ усугубляются сложной политической обстановкой. Хотя бюджетная консолидация является шагом вперед, для достижения устойчивой траектории государственных финансов потребуются дополнительные меры как с точки зрения расходов, так и с точки зрения доходов. Эти меры должны быть распределительными, и любые краткосрочные социальные последствия должны быть приняты во внимание при разработке политических реформ.
Добавить комментарий