Общее положение страны
БЕЛАРУСЬ | 2017 |
Население, млн | 9,492 |
ВВП, в настоящее время млрд. Долларов США | 54,4 |
ВВП на душу населения, в текущих ценах | 5731 |
Продолжительность жизни при рождении, лет | 74,4 |
Беларусь пошла по пути постепенного перехода, который характеризуется ограниченными структурными реформами и небольшим расширением частного сектора. Политика была направлена на модернизацию государственных предприятий (ГП) с помощью субсидий и льготных кредитов через государственные банки.
Экономический рост сопровождался впечатляющим падением числа домохозяйств за чертой бедности и увеличением доходов домохозяйств среди нижних 40%. Доходы от этого роста были перераспределены за счет роста реальной заработной платы, субсидий на коммунальные услуги и поддержания занятости в государственных предприятиях и государственном секторе.
К сожалению, факторы, которые способствовали прошлому успеху Беларуси, больше не в игре. Потенциал накопления капитала для стимулирования экономического роста исчерпан, энергетические субсидии, вытекающие из двусторонних соглашений с Россией, меньше, а отношение государственного долга к ВВП растет. Все труднее покрывать разрыв между сбережениями и инвестициями за счет внешних заимствований. Отныне повышение уровня жизни должно происходить за счет повышения производительности.
Без структурных изменений рост в среднесрочной перспективе не будет превышать примерно 2–2,5% в год. Поэтому устойчивое повышение уровня жизни потребует экономических, социальных и институциональных преобразований, с усилением роли частного предпринимательства, более эффективного сектора государственных предприятий и усилением систем социальной защиты. Ключевые пути включают (i) раскрытие рыночных сил, (ii) защиту социальной интеграции и (iii) модернизацию институциональных структур, чтобы сделать бизнес-среду более динамичной и облегчить логистику и торговлю.
Последние экономические события
Укрепление внутреннего спроса и увеличение экспорта помогли ускорить рост ВВП в течение двух кварталов подряд до 4,5%, что привело к росту экономики на ожидаемые 3,8% в 2018 году.
Реальная заработная плата росла, опережая рост производительности во второй половине 2017 года и в течение 2018 года, что стимулировало потребление домашних хозяйств, которое выросло на 8,9% в годовом исчислении в первом квартале 2018 года.
Со стороны предложения, рост был вызван восстановлением ориентированного на экспорт производства из-за умеренного восстановления в России и более благоприятных условий торговли.
Дефицит счета текущих операций сократился до 1,7% ВВП в 2017 году с примерно 3% в 2015–2016 годах, поскольку растущий экспорт товаров и услуг наряду с чистой продажей наличных денег иностранцами домашними хозяйствами помогал поддерживать стабильный номинальный обменный курс по отношению к Доллар США, пока российский рубль обесценился.
С августа по середину сентября 2018 года белорусский рубль обесценился по отношению к доллару США на 7,2%. Иностранные заимствования в государственном секторе и связанные с нефтью трансферты в бюджет помогли удовлетворить потребности в краткосрочном финансировании. Среднегодовая инфляция замедлилась до 6% в 2017 году и далее до 5% к августу 2018 года.
Экономический прогноз
Прогнозируется, что темпы роста ВВП замедлятся до 2–2,5% в 2019–22 годах, поскольку текущее восстановление основано на циклических факторах. Поскольку базовые эффекты постепенно рассеиваются, более медленный рост производства в промышленности, наряду с более низкими темпами роста в неторгуемых секторах, окажет понижательное давление на экономический рост.
Если предусмотрительная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика будет продолжать поддерживать однозначную инфляцию и способствовать стабильности обменного курса, частный сектор может постепенно расширяться при поддержке недавних улучшений деловой среды.
Ожидается, что финансовое положение ухудшится после «налогового маневра» со стороны России — постепенного отказа от пошлин на нефть, взимаемых Беларусью. Если не будет достигнута какая-либо промежуточная договоренность, бюджетный разрыв до 3,8% ВВП в год, дополненный платежами по государственному долгу, может потребовать сокращения расходов. В 2018 году Беларуси необходимо выплатить 3,7 миллиарда долларов США, по крайней мере, половина из которых требует рефинансирования.
Поэтому главная задача состоит в том, чтобы найти пути, чтобы превратить текущее циклическое восстановление в структурное восстановление. Ускорение долгосрочного роста требует большей эффективности в распределении ресурсов, большей легкости в ведении бизнеса, лучших стимулов для инвестиций и более высокого доверия к государственным учреждениям. Прогресс в этих областях позволит решить текущие проблемы с корректировкой и предотвратить долгосрочную стагнацию.
Добавить комментарий