Экономика после независимости
В период с 1960 по 1973 год Республика Кипр, в которой действовала экономика свободного предпринимательства, основанная на сельском хозяйстве и торговле, достигла уровня жизни выше, чем большинство ее соседей, за исключением Израиля . Этому прогрессу в значительной степени способствовали различные учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), действующие в рамках Программы развития ООН. Щедрая финансовая помощь была предоставлена Всемирным банком и Международным валютным фондом в виде займов для конкретных проектов развития, включая электроснабжение, развитие портов и системы канализации. Отдельные зарубежные страны также предоставили некоторую помощь Кипру. Эти страны и организации предоставили экспертов для экономическое планирование и инициирование продуктивных проектов; стипендии и гранты предусмотрены для подготовки кипрских специалистов в этих областях. За это время валовой внутренний продукт (ВВП) и доход на душу населения существенно выросли, сельскохозяйственное производство удвоилось, промышленное производство и экспорт товаров и услуг выросли более чем втрое, а туризм стал значительным источником иностранной валюты.
Эффекты раздела
Оккупация Турцией почти двух пятых страны в 1974 году с перемещением около одной трети всего населения нанесла серьезный удар по экономическому развитию острова. Потери земли и личной собственности киприотов-греков на оккупированных территориях были значительными, и они также потеряли Фамагуста , единственный глубоководный порт и Никосийский международный аэропорт. В период с 1973 по 1975 год ВВП сектора киприотов-греков снизился примерно на треть. Благодаря активным усилиям реальный рост был возобновлен в области, которая оставалась под контролем правительства Республики Кипр, и в период между 1975 и 1983 годами годовой показатель роста оценивается в среднем около 10 процентов. С 1983 года экономика кипрско-греческого сектора процветала, а безработица и инфляция оставались относительно низкими. Туризм обеспечил основной рычаг экономического роста и многие районы прошли технологическую модернизацию. В 1990-х годах кипрско-греческий сектор все больше превращался в центр международной транзитной торговли, торгового судоходства, банковских и связанных с ними услуг. Правительство республики, управляемое Грецией, установило специальные тарифные соглашения с Европейским союзом, и с 1990 года добивалось приема в организацию, страны-члены которой составляют около половины импорта острова. Сектор киприотов-греков вступил в ЕС в 2004 году и принял евро в качестве официальной валюты в 2008 году.
Однако оккупированный Турцией район не испытал такого же процветания, и турецкое правительство вынуждено было субсидировать свою экономику. Территория Турции по-прежнему сильно зависит от сельского хозяйства. Торговля между этими двумя областями прекратилась в 1974 году, и две экономики остались независимыми. Однако южная зона продолжает снабжать электроэнергией северную зону, а северная зона по-прежнему обрабатывает сточные воды греческой Никосии.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
Более трети пахотных земель острова земля орошается, в основном, на равнине Месаория и вокруг Пафоса на юго-западе. Леса и леса занимают около одной пятой общей площади суши. Земельные участки, как правило, невелики, сильно фрагментированы и рассредоточены по традиционным законам наследования. Программа консолидации земель была принята в 1969 году; оно встретило сопротивление, особенно со стороны землевладельцев-киприотов-турок, и было реализовано очень медленно , но оно достигло значительных успехов в секторе киприотов-греков.
Основными культурами кипрско-греческого сектора являются виноград, лиственные фрукты, картофель, зерновые, овощи, оливки и углеводы. Территория, оккупированная Турцией, производит большую часть цитрусовых, пшеницы, ячменя, моркови, табака и зеленых кормов.
Домашний скот — особенно овцы, козы, свиньи и домашняя птица — и продукты животноводства составляют около трети всего сельскохозяйственного производства острова. Некоторый скот также разводится.
Кипр когда-то славился своими обширными лесами, но спрос на древесину для судостроения со стороны последовательных завоевателей с 7-го века ДО Н.Э. и обширные рубки для строительства и топлива очистили большинство из них. При британской администрации проводилась активная политика сохранения и лесовосстановления, и Кипрский лесной колледж был основан в Продромосе, на западных склонах горы Олимп; правительство киприотов-греков продолжает осуществлять амбициозную программу сохранения и развития лесов. Леса встречаются в основном в горных районах и в районе Пафоса.
Рыбная промышленность невелика, отчасти потому , что прибрежная вода испытывает дефицит питательных веществ и связанный с ними планктон необходим для поддержания больших популяций рыб. Хотя в секторе киприотов-греков эта отрасль продемонстрировала некоторый рост, большая часть рыбы импортируется.
Ресурсы и власть
На протяжении многих веков Кипр был известным производителем медь ; по-гречески название острова и название металла идентичны. Уже в 2500 г. ДО Н.Э. его шахты эксплуатировались. После того, как были обнаружены другие минеральные источники, мины оставались забытыми на протяжении веков, пока они не были открыты незадолго до Первой мировой войны . Впоследствии они эксплуатировались с 1925 года, пока они не были закрыты во время Великой депрессии 1930-х годов. Производство возобновлено после Второй мировой войны и медь и другие минералы — железные пириты, асбест, гипс, хромовая руда — внесли некоторый вклад во внешнюю торговлю; бентонит (форма глины), янтарь и охра также экспортируются. Самые важные медные рудники острова расположены в районе Скуриотисса в оккупированной Турцией зоне, но запасы медной руды существенно сократились. Обширные карьеры для камня и других строительных материалов предназначены для местного использования.
Кипр импортирует всю нефть, необходимую для питания транспортных средств, а также для выработки электроэнергии, которая производится тепловыми электростанциями. Страна также продолжает оставаться одним из крупнейших мировых производителей солнечной энергии . Хотя есть несколько плотин, адекватное водоснабжение остается постоянной проблемой.
Поскольку разведка природного газа в восточном Средиземноморье началась в 21-м веке, большие месторождения природного газа были впервые обнаружены у Кипра в 2011 году. Однако в течение следующих нескольких лет запасы оставались в основном неиспользованными из-за продолжающихся споров между киприотами-греками. и правительства киприотов-турок.
производство
Кипр имеет ограниченное количество сырья, и эта ситуация ограничивает возможности для промышленной деятельности. До раздела острова большая часть производимой продукции производилась для внутреннего рынка небольшими заводами, управляемыми собственниками, и значительное число этих заводов было расположено в районе, оккупированном турками в 1974 году. Промышленность в Республике Кипр была впоследствии переориентировался на экспортное производство, и многие заводы были построены на юге. Нефтепереработка, производство цемента и асбестовых труб, а также производство тепловой электроэнергии являются тяжелыми отраслями промышленности республики, а ее легкая промышленность производит товары, такие как одежда, обувь, напитки, а также некоторые машины и транспортное оборудование. Полиграфия и издательская деятельность также способствуют развитию экономики киприотов-греков.
Финансы и торговля
Центральный банк Кипра выпускает кипрский фунт, а турецкие лиры обращаются в оккупированном Турцией районе. Республика Кипр начала расширять финансовые услуги, в том числе офшорное банковское обслуживание, в 1982 году. Основными статьями экспорта республики являются изделия легкой промышленности, в частности одежда и обувь, а также продукты питания, включая картофель и цитрусовые. Нефть, нефтепродукты, продукты питания и оборудование являются основными статьями импорта. Хронический торговый дефицит компенсируется поступлениями от туристов, денежными переводами, отправленными на родину киприотами-греками-экспатриантами, и поступлениями от британских военных баз на острове. В турецком секторе основными статьями экспорта являются цитрусовые, картофель, углеводы и текстиль; продукты питания, машины и транспортное оборудование являются основными статьями импорта.
Сервисы
Туризм стал одним из основных компонентов экономики Кипра после 1960 года. Однако большинство туристических мест проживания находилось в той части острова, которую оккупировали турки в 1974 году. После раздела туристическая торговля быстро восстановилась в секторе киприотов-греков: противостоять потере Кирении и области Фамагуста-Вароша, которые были ведущими морскими курортами, южными прибрежными городами Лимассол , Ларнака , и Пафос получил дальнейшее развитие для размещения туристов. С середины 1980-х годов туризм является крупнейшим источником иностранного дохода для сектора киприотов-греков.
Труд и налогообложение
За исключением нескольких лет, последовавших за вторжением в Турцию, на Кипре сохранялся низкий общий уровень безработицы — один из самых низких в Европе — и активность профсоюзов была высокой, и почти две трети кипрских работников были членами профсоюзов. Примерно четверть кипрской рабочей силы занято в торговле, в то время как сфера услуг является вторым по величине работодателем, причем более одной пятой работников занято в какой-либо сфере услуг, в основном в сфере туризма. В сельском хозяйстве, когда-то являвшемся опорой кипрской экономики, сейчас занято менее одной десятой рабочей силы.
Налогообложение является основным источником государственных доходов, и правительство Республики Кипр взимает прямые налоги, включая подоходный налог , и косвенные налоги, в том числе различные акцизы и налог на добавленную стоимость, введенные в середине 1990-х годов.
Транспорт и связь
В римские времена остров имел хорошо развитую дорожную систему, но к моменту британской оккупации в 1878 году единственная проезжая дорога была между Никосией и Ларнакой. Под британской администрацией была построена обширная новая дорожная сеть. Узкоколейная общественная железная дорога оказалась неэкономичной и была закрыта в начале 1950-х годов, и с тех пор внутренние перевозки были полностью автомобильными. Сектор киприотов-греков продолжает развивать и поддерживать обширную сеть современных автомагистралей. В 1994 году было завершено строительство автомагистрали, соединяющей Никосию, Антуполис и Коккини Тримития.
Международные воздушные перевозки обеспечивают связь со всеми частями Европы и Ближнего Востока, а также с некоторыми районами Африки. Международный аэропорт Никосии был закрыт в 1974 году, и вместо этого был разработан аэропорт в Ларнаке для обслуживания сектора киприотов-греков. Аэропорт в Пафосе, также обслуживающий международные рейсы, был открыт в 1983 году. Рейсы в оккупированный Турцией сектор прибывают из или через Турцию и используют аэропорт в Гешитикале (Лефконико).
Там нет значительных морских перевозок, и большая часть торгового флота, зарегистрированного на Кипре, принадлежит иностранцам. Основная часть международной торговли острова остается морской, а основные порты кипрско-греческого сектора, Лимассол и Ларнака, полностью модернизированы; Василикос — крупный промышленный порт. Турецкая доставка использует Famagusta.
В 1990-х годах сектор киприотов-греков стал крупным международным телекоммуникационным узлом, где были установлены подводные волоконно-оптические кабели и средства спутниковой связи.
Добавить комментарий