Норвежская экономика в значительной степени зависит от состояния ее важной нефтяной промышленности. Таким образом, в конце 1980-х годов он снизился, поскольку цены на нефть упали, но к концу 1990-х годов он сильно восстановился, выиграв от роста добычи и повышения цен. Стремясь снизить экономический спад, вызванный падением цен на нефть, правительство в 1990 году создало Государственный нефтяной фонд (переименованный в Пенсионный фонд Global Global в 2006 году), в который излишки бюджета направлялись на зарубежные инвестиции. Норвегия изменила свое отрицательное сальдо платежного баланса , и рост ее валового национального продукта (ВНП), который замедлился в 1980-х годах, ускорился. К концу 1990-х годов ВНП на душу населения в Норвегии был самым высоким в Скандинавии и среди самых высоких в мире. Норвежская экономика оставалась устойчивой в начале 21-го века, и Норвегия показала себя намного лучше, чем многие другие промышленно развитые страны во время международного финансового и экономического кризиса, который начался в 2008 году. Тем не менее, за этот период иностранный спрос на норвежские продукты, не связанные с нефтью, снизился, и хотя Норвегия не была участником единой европейской валюты, она не была защищена от давления долгового кризиса в еврозоне .
Около четверти норвежского импорта товаров составляют продовольственные товары и товары народного потребления (включая автомобили); остальное состоит из сырья, топлива и средств производства. Уровень реинвестирования был высоким в Норвегии в течение ряда лет. Это отражено в относительно устойчивой занятости в строительстве. Однако быстрый рост был отмечен в коммерческих и служебных профессиях, как в большинстве стран с высоким уровнем жизни .
Менее 1 процента частных предприятий и промышленных компаний в Норвегии имеют более 100 сотрудников. Тем не менее, они составляют более двух пятых частного промышленного труда . Небольшие компании, как правило, являются семейными, тогда как большинство крупных компаний являются акционерными. Только несколько крупных проблем принадлежат государству, в частности, Statoil, государственной нефтяной промышленности, а также железным дорогам и почтовой службе. Государство также имеет крупные пакеты акций на гидроэлектростанциях и электростанциях.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
К началу 21-го века количество ферм по крайней мере 1,25 акра (0,5 га) сократилось более чем на половину от общего количества 1950 года более 200 000. Большая часть заброшенных площадей была поглощена оставшимися фермами. Тем не менее, многие фермы остаются маленькими; более половины имеют более 25 акров (10 гектаров) сельскохозяйственных угодий, а менее одной десятой — более 125 акров (50 гектаров). Труд по найму скуден, и большую часть работы должны выполнять сами фермеры. Однако широкая механизация и удобрения позволили увеличить общий объем производства. Животноводство является основным сельскохозяйственным продуктом, и, хотя страна более чем самодостаточна в продуктах животноводства, она по-прежнему зависит от импорта зерновых культур.
Сельскохозяйственное ядро региона Остландет находится в низменности, простирающейся на восток и юг до границы со Швецией. С подходящими осадками в течение вегетационного периода , самыми высокими июльскими температурами в Норвегии, почвой, состоящей из относительно богатых морских месторождений и крупных близлежащих рынков, земля интенсивно обрабатывается . Есть даже несколько крупных, сильно механизированных ферм, производящих зерновые, которые, как правило, плохо растут в таких широтах. Однако большинство ферм небольшие. Чтобы увеличить свой доход от домашних животных, овощей и фруктов, ряд фермеров занимаются лесным хозяйством как второстепенное занятие; Большинство лесов являются частью сельскохозяйственных угодий.
На западе Норвегии остров Карм представляет собой особенно богатый сельскохозяйственный район. Внутренние районы фьордов Хардангера являются более защищенными, с богатыми фруктовыми районами, специализирующимися на яблоках и вишнях. Трёнделаг — наиболее типичный сельскохозяйственный регион Норвегии, с ровной плодородной землей вокруг широкого Тронхеймского фьорда ( Тронхеймсфьорден ) и города Тронхейм.
Хотя менее одной двадцатой общей площади Норвегии составляют сельскохозяйственные угодья, продуктивные леса составляют более одной трети общей площади. Лесное хозяйство формирует основу для деревообрабатывающей промышленности, на которую приходится небольшая, но важная часть общего товарного экспорта Норвегии, и это имеет важнейшее значение для примерно половины всех норвежских ферм, которые настолько малы, что являются вторым основным источником дохода должен быть найден.
Вдоль побережья рыболовство играет ту же роль, что и лесное хозяйство в других местах. В то же время он составляет основу большой рыбоперерабатывающей промышленности и предлагает сезонную занятость для многих фермеров. Из всех рыбаков только половина рыбы является их единственным занятием. Большинство судов принадлежат самим рыбакам, а необходимые члены экипажа оплачиваются долями валового дохода в продолжение многовековой морской традиции. Критическая проблема заключается в том, как избежать истощения рыбных ресурсов при сохранении объема. Основные морепродукты Норвегии включают свежую рыбу, сушеную и соленую рыбу, копченую рыбу, замороженное рыбное филе и другие обработанные формы, такие как маринованная и консервированная рыба. Рыбные субпродукты используются в качестве корма на норковых фермах. На северо-западе город Олесунн процветает на рыбалке.
К середине 1990-х годов За 25 лет рыбоводство стало краеугольным камнем прибрежной экономики. Норвежские рыбные фермы особенно известны производством атлантической трески , атлантического палтуса и пятнистых волков . Общее число рыбаков сократилось примерно на три четверти с 1950 года до конца 20-го века, а количество судов уменьшилось более чем на три пятых за тот же период. В начале XXI века в Норвегии насчитывалось около 10 000 зарегистрированных рыболовецких судов, хотя только около одной десятой из них были заняты круглый год. Большинство оставшихся лодок небольшие, но большая часть вылова приходится на крупные суда.
Когда-то мировой лидер в Антарктике китобойный промысел в Норвегии с 1968 года охотился только на более мелких видов зубатых китов. В конце 1980-х и начале 1990-х годов Норвегия выполнила полный запрет Международной китобойной комиссиина коммерческий китобойный промысел. Однако к середине 1990-х годов норвежское правительство постепенно разрешало ограниченные уловы некоторых видов, утверждая, что они больше не находятся под угрозой исчезновения и что они представляют серьезную угрозу для популяций рыб. Последний аргумент также используется в защиту запечатывания. Однако и китобойный промысел, и тюлень резко сократились в результате низкой прибыльности и международной критики .
Ресурсы и власть
С площадью более 386 000 квадратных миль (1 000 000 квадратных километров) континентальный шельф Норвегии примерно в три раза больше, чем территория страны. Обнаруженные там богатые ресурсы в значительной степени способствовали пограничному спору между Норвегией и Россией . Переговоры между двумя странами начались в середине 1970-х годов и включали конкурирующие подходы к линии, разделяющей их претензии в Баренцевом море . В 2010 году две страны договорились о границе, которая разделила оспариваемую территорию (67 600 кв. Миль [175 000 кв. Км]) на примерно равные участки.
Нефти и газа
К середине 1990-х годов Норвегия стала вторым по величине в мире экспортер нефти (позади Саудовской Аравии), и он оставался одним из крупнейших мировых экспортеров нефти в начале 21-го века. Первое коммерчески важное открытие нефти на континентальном шельфе Норвегии было сделано на месторождении Экофиск в Северном море.В конце 1969 года иностранные нефтяные компании собирались сдаться после четырех лет поискового бурения. Интенсивная разведка увеличивала запасы быстрее, чем добыча. Тем не менее, к середине 1990-х годов около половины экспортных доходов и около одной десятой государственных доходов приходилось на добычу нефти и газа в море. Экспортная выручка от нефти и газа продолжала расти до середины первого десятилетия XXI века, когда они несколько снизились. К первому десятилетию 21-го века доходы от нефти и газа составляли примерно одну пятую от общего объема государственных доходов. Добыча нефти достигла пика в 2001 году, но оставалась стабильной во втором десятилетии 21-го века, в то время как добыча природного газа продолжала значительно увеличиваться с 1993 года.
Более четверти огромных инвестиций, вложенных в норвежские морские операции к середине 1990-х годов, пошли на развитие Месторождение троллей к западу от Бергена, одно из крупнейших месторождений газа на море. Его развитие считается одним из крупнейших энергетических проектов в мире. Производственная платформа Troll A с водоизмещением в один миллион тонн и высотой около 1550 футов (475 метров) была самой высокой бетонной конструкцией, когда-либо перемещаемой при ее буксировке в 1995 году. Благодаря поставкам газа с месторождения Troll Норвегия стала ведущий поставщик природного газа в континентальную Европу.
Гидроэлектростанция
Около половины из 65 000 крупнейших озер Норвегии расположены на высоте не менее 1650 футов (500 метров); около одной пятой территории страны находится на высоте 2950 футов (900 метров) или более над уровнем моря; и преимущественно западные ветры создают обильные осадки. В результате Норвегия обладает огромным гидроэлектрическим потенциалом. Подсчитано, что почти треть этого потенциала экономически выгодна, из которых более трех пятых было разработано к концу 20-го века. Гидроэлектростанции встретить практически во всех электрических Норвегии потребление потребностей. В начале XXI века производство гидроэлектроэнергии в Норвегии на душу населения было самым высоким в мире, и возобновляемые источники энергии составляли более трех пятых общего энергопотребления страны. В глубине Вестландетских фьордов лежат многие крупнейшие в Норвегии плавильные заводы, построенные там для эксплуатации огромных гидроэнергетических ресурсов региона.
электрометаллургия
Значительная часть производства электроэнергии в стране используется электрометаллургической промышленностью, которая является крупнейшим в Европе производителем алюминия. Норвегия была также важным производителем магния до начала 21-го века, когда неспособность страны эффективно конкурировать заставила ее уйти с мирового рынка . Помимо того, что Норвегия является одним из ведущих мировых экспортеров металлов, она также является крупным производителем сплавов на основе железа. Крупнейшее в Европе месторождение ильменит (титановая руда) расположен в юго-западной Норвегии. Страна является одним из основных в мире производителей оливина и важным поставщиком нефелинового сиенита и размерного камня (особенно ларвикита). Пирит и небольшое количество меди и цинка также добываются, а уголь добывается на Шпицбергене .
производство
Горнодобывающая промышленность и производство (исключая нефтяную деятельность) составляют от одной пятой до одной четвертой экспортной выручки Норвегии. Металлургия и машиностроение являются двумя основными подгруппами, на каждую из которых приходится более одной десятой доли экспорта без нефти. Уровень инвестиций, связанных с нефтью, имеет решающее значение для машиностроительной отрасли, на которую в начале XXI века приходилось около трети рабочей силы обрабатывающей промышленности. С упадком традиционного судостроения, начавшегося в 1980 году, возросла важность производства оборудования для нефтяной промышленности. Суда снабжения и полупогружные буровые платформы экспортируются по всему миру, а разработанные в Норвегии производственные платформы Condeep (такие как Troll A) хорошо подходят для бурного моря у берегов Норвегии.
Регион Остландет играет особенно заметную роль в добыче и производстве. Ставангер является ведущей промышленной зоной в западной Норвегии. В Олесунде много инженерных фирм, и основная часть мебельной промышленности Норвегии собирается на скалистом побережье.
финансы
Банк Норвегии выполняет все обычные функции центрального банка , а также консультирует правительство по вопросам практической реализации кредитной политики. Государственно финансируемые банки предоставляют выгодные кредиты жилищному, промышленному, сельскохозяйственному и другим секторам экономики, но делят кредитный рынок со сберегательными банками, коммерческими банками и страховыми компаниями. В 1984 году иностранным банкам было разрешено открыть филиалы в Норвегии. Финансовая система страны включает в себя активный фондовый рынок . Валюта Норвегии — это крона.
В результате спада в норвежской экономике в конце 1980-х годов коммерческие банки столкнулись с кризисом в 1991 году. Многие крупнейшие банки стали в основном принадлежать государству, поскольку новый капитал был инвестирован Фондом безопасности государственного банка; старые акции были объявлены бесполезными. Критики утверждали, что кризис усугубился новыми правилами, требующими, чтобы амортизация имущества учитывалась как убыток, даже если имущество не было продано. Однако к середине 1990-х спасенные правительством банки вернулись к прибыльности, и они снова были приватизированы.
Сделка
Внешняя торговля в форме товаров, экспортируемых главным образом в Западную Европу или услуг по доставке по всему миру, составляет более двух пятых национального дохода Норвегии. Растущая нефтяная промышленность Норвегии обеспечила сильный положительный платежный баланс для национальной экономики, несмотря на некоторое снижение в производственном и сельскохозяйственном секторах. Подавляющее большинство экспорта нефти из Норвегии идет в страны Европейского Союза . Другими важными статьями экспорта являются машины и транспортное оборудование, металлы и металлопродукция, а также рыба.
Основными торговыми партнерами Норвегии являются Великобритания (которая получает наибольшую часть норвежского экспорта), Германия , Швеция (которая является крупнейшим поставщиком импорта в Норвегию) и Нидерланды. Основной импорт включает машины, автомобили, корабли, железо и сталь, химикаты и химические продукты, а также продукты питания, особенно фрукты и овощи.
Услуги
Сфера услуг выросла более чем на 60 процентов за последние два десятилетия 20-го века. Норвегия популярна туристическое направление, особенно для немцев, шведов и датчан, а в индустрии туризма занято более 5 процентов рабочей силы. Кроме того, занятость в государственном секторе высока по сравнению с большинством других промышленно развитых стран: около трех десятых всех работающих в Норвегии заняты в отраслях государственного сектора.
Труд и налогообложение
В начале 21-го века около трех четвертей активно работающих норвежцев работали в сфере услуг, а более одной десятой работали в промышленности (включая производство, добычу полезных ископаемых и нефтяную деятельность). Хотя в строительном секторе занято менее одной десятой активной рабочей силы, его общая численность превысила долю сельского хозяйства и рыболовства, что составляет сокращающуюся пропорцию.
Сельское хозяйство и рыболовство высоко организованы и субсидируются государством. В отдаленных районах частная промышленность может получать особые стимулы в виде кредитов и грантов или налоговых льгот. Прямые налоги высоки, с резко прогрессирующими подоходными налогами и налогами на имущество для личной собственности. Страна также взимает налог на добавленную стоимость (или потребление) составляет около 25 процентов — среди самых высоких налогов на добавленную стоимость в Европе — на всю экономическую деятельность. Суммарные налоговые поступления эквивалентны примерно половине ВНП страны, но большая часть этого объема представляет собой передачу доходов (т. Е. Они возвращаются в частный сектор в виде ценовых субсидий, пособий по социальному страхованию и т. П.). Все это усугубило экономические проблемы инфляции, но повышение производительности позволило добиться высоких темпов роста реальных доходов. Уровень безработицы, как правило, был ниже, чем в большинстве стран Западной Европы.
Сильно централизованные профсоюзы и ассоциации работодателей уважают друг друга, а также руководящие принципы правительства и, таким образом, помогают контролировать быстро растущую экономику. Крупнейшим и наиболее влиятельным профсоюзом являетсяНорвежская конфедерация профсоюзов (Landsorganisasjonen i Norge; LO), которая была основана в 1899 году и насчитывает более 800 000 членов. Другими важными профсоюзами являются Конфедерация профессиональных союзов (Yrkesorganisasjonenes Sentralforbund; YS) и Федерация норвежских профессиональных ассоциаций (Akademikerne).
С 1945 по 1970 год индивидуальный доход на душу населения утроился в реальном выражении. Налоговые ставки, которые росли с ростом доходов и значительно увеличивались пособия по социальному обеспечению , распределяемые в основном в соответствии с потребностями, способствовали выравниванию доходов. Многолетняя нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих, была параллельный эффект.
Транспорт и связь
Удлиненная форма Норвегии и ее многочисленных гор, обширные районы с малочисленным населением и суровый климат предъявляют особые требования к транспортным услугам. Только регион Осло обладает достаточной плотностью движения, чтобы сделать общественный транспорт прибыльным. Большой флот судов связывает множество прекрасных портов вдоль защищенного побережья. Самые большие и загруженные порты Норвегии включают порты в Бергене , Осло , Ставангере , Кристиансунде и Тронхейме., Норвежские судовладельцы управляют одним из крупнейших в мире торговых флотов, перевозящих около одной десятой общего тоннажа в мире. Из почти 1400 судов, составляющих флот, около двух третей плавают под норвежским флагом. Доставка составляет более половины доходов Норвегии в иностранной валюте.
В большей части Норвегии регулярные сухопутные перевозки настолько дороги, что правительство должно предоставлять или субсидировать как их создание, так и их деятельность. Автобусный транспорт играет ключевую роль в общественном транспорте, чему способствуют многие десятки запланированных паромных маршрутов. Количество частных автомобилей в стране быстро увеличилось, создавая проблемы с парковкой и пробками в крупных городах. Около двух третей дорог общего пользования с твердым покрытием. Спрос растет на дополнительные дороги и на комплексную реконструкцию многих узких извилистых дорог. Туннель Лердал-Аурланд (24,2 км), когда он открылся в 2000 году, стал самым длинным в мире автомобильным тоннелем. Расположенный вдоль маршрута, соединяющего Осло и Берген, он обеспечивает надежную связь между двумя городами, заменяя горные шоссе, которые были непроходимы в течение зимних месяцев.
Обширная железнодорожная сеть, более половины которой электрифицирована, эксплуатируетсяНорвежские государственные железные дороги (Norges Statsbaner), которые выдерживают большой годовой операционный дефицит. У Vestlandet никогда не было железнодорожного сообщения с севера на юг, только маршруты, ведущие на восток из Ставангера и Бергена в Осло и из Ондалснеса в Домбас на линии, соединяющей Осло и Тронхейм. Соединение из Будё в Тронхейм было завершено в 1962 году. Дальше на север единственная железная дорога — это расширение шведской системы железных дорог до Нарвика , который в основном используется для перевозки железной руды на экспорт. Из трех других связей со шведскими железными дорогами одна проходит из Тронхейма, а две — из Осло, самой южной части, соединяющей Норвегию с континентом через шведскую и датскую железные дороги.
Норвегия является партнером в Система Скандинавских Авиалиний(SAS), которая стала пионером коммерческих рейсов через Арктику . Несколько частных авиакомпаний увеличивают объем внутренних рейсов между более чем 50 аэродромами Норвегии с регулярным пассажирским движением. Основные аэропорты для международных рейсов расположены недалеко от Осло, Ставангера и Бергена.
В телекоммуникационном секторе Норвегии доминирует Telenor, которая находилась в государственной собственности до ее приватизации в конце 1990-х годов. Хотя этот сектор довольно хорошо развит, он отстает от других скандинавских стран. Тем не менее, рынок мобильной связи в Норвегии является одним из самых насыщенных в мире. В 1990-х годах использование Интернета быстро росло, и в начале 21-го века доступ к Интернету имели более девяти десятых населения.
Добавить комментарий