По оценкам, валовой внутренний продукт (ВВП) Ирана в 2017 году составлял 447,7 млрд долларов США, а население — 80,6 млн человек. Экономика Ирана характеризуется углеводородным сектором, сельским хозяйством и сферой услуг, а также заметным государственным присутствием в сфере производства и финансовых услуг. Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа и четвертое по доказанным запасам сырой нефти. Экономическая активность и государственные доходы по-прежнему в значительной степени зависят от нефтяных доходов и поэтому остаются нестабильными.
Власти Ирана приняли всеобъемлющую стратегию, охватывающую рыночные реформы, как это отражено в 20-летнем правительственном концептуальном документе и шестом пятилетнем плане развития на период 2016–2021 годов. Шестой пятилетний план развития состоит из трех столпов, а именно: развитие устойчивой экономики, прогресс в науке и технике и содействие культурному совершенству. На экономическом фронте план развития предусматривает ежегодные темпы экономического роста в 8 процентов и реформы государственных предприятий, финансового и банковского сектора, а также распределение и управление нефтяными доходами среди основных приоритетов правительства в течение пяти лет. летний период
Рост ВВП Ирана в 2017/18 году снизился до 3,8 процента, так как влияние значительного роста нефтяных доходов в предыдущем году исчезло. Подавляющее большинство роста пришлись на ненефтяные секторы, из которых более половины можно объяснить ростом услуг на 4,4 процента. Нефтяной сектор, сельское хозяйство и сфера услуг теперь вернулись выше уровней активности, которые были до введения санкций в 2012-2013 гг. Но за последние два года не наблюдалось сильного отскока в ключевых секторах, таких как строительство и торговля, ресторанное и гостиничное обслуживание, после стагнации роста в период санкций и перевеса проблем банковского сектора. В нефтегазовом секторе наблюдался рост на 0,9 процента, ограниченный квотой ОПЕК + на согласованный период. Уровень безработицы остается высоким, на уровне 12,1 процента по состоянию на апрель-июнь 2018 года, в то время как это представляет умеренное улучшение по сравнению с тем же периодом предыдущего года (12,6 процента). Уровень безработицы среди мужчин и женщин, составляющий 10,2 и 19,7 процента соответственно, свидетельствует о сохранении гендерного разрыва на рынке труда. Безработица среди молодежи (15–24 года), составляющая 28,3 процента в июне 2018 года, остается высокой по сравнению с более ранними периодами и в среднем по региону. Уровень участия в рабочей силе увеличился до 41,1 процента в июньском квартале 2018 года, достигнув самого высокого уровня за последние 10 лет. Уровень участия женщин в рабочей силе продолжал улучшаться примерно до 19,8 процента в 2017/18 году. Страна входит в число ведущих стран, которые улучшили участие женщин в рабочей силе, хотя значительные различия между показателями рабочей силы мужчин и женщин остаются. 6 процентов). Уровень безработицы среди мужчин и женщин, составляющий 10,2 и 19,7 процента соответственно, свидетельствует о сохранении гендерного разрыва на рынке труда. Безработица среди молодежи (15–24 года), составляющая 28,3 процента в июне 2018 года, остается высокой по сравнению с более ранними периодами и в среднем по региону. Уровень участия в рабочей силе увеличился до 41,1 процента в июньском квартале 2018 года, достигнув самого высокого уровня за последние 10 лет. Уровень участия женщин в рабочей силе продолжал улучшаться примерно до 19,8 процента в 2017/18 году. Страна входит в число ведущих стран, которые улучшили участие женщин в рабочей силе, хотя значительные различия между показателями рабочей силы мужчин и женщин остаются. 6 процентов). Уровень безработицы среди мужчин и женщин, составляющий 10,2 и 19,7 процента соответственно, свидетельствует о сохранении гендерного разрыва на рынке труда. Безработица среди молодежи (15–24 года), составляющая 28,3 процента в июне 2018 года, остается высокой по сравнению с более ранними периодами и в среднем по региону. Уровень участия в рабочей силе увеличился до 41,1 процента в июньском квартале 2018 года, достигнув самого высокого уровня за последние 10 лет. Уровень участия женщин в рабочей силе продолжал улучшаться примерно до 19,8 процента в 2017/18 году. Страна входит в число ведущих стран, которые улучшили участие женщин в рабочей силе, хотя значительные различия между показателями рабочей силы мужчин и женщин остаются. 3 процента в июне 2018 года остаются высокими по сравнению с более ранними периодами и региональными средними показателями. Уровень участия в рабочей силе увеличился до 41,1 процента в июньском квартале 2018 года, достигнув самого высокого уровня за последние 10 лет. Уровень участия женщин в рабочей силе продолжал улучшаться примерно до 19,8 процента в 2017/18 году. Страна входит в число ведущих стран, которые улучшили участие женщин в рабочей силе, хотя значительные различия между показателями рабочей силы мужчин и женщин остаются. 3 процента в июне 2018 года остаются высокими по сравнению с более ранними периодами и региональными средними показателями. Уровень участия в рабочей силе увеличился до 41,1 процента в июньском квартале 2018 года, достигнув самого высокого уровня за последние 10 лет. Уровень участия женщин в рабочей силе продолжал улучшаться примерно до 19,8 процента в 2017/18 году. Страна входит в число ведущих стран, которые улучшили участие женщин в рабочей силе, хотя значительные различия между показателями рабочей силы мужчин и женщин остаются.
Бюджетный дефицит в 2017/18 году сократился до 1,8 процента, поскольку увеличение доходов от нефти привело к тому, что рост государственных доходов опередил рост расходов. В 2017/18 году доходы составили 17 процентов ВВП. Выпуски государственного долга для финансирования требований к валовым займам оставались высокими как доля доходов (13,9 процента) в 2017/18 году, но ниже рекордного уровня в предыдущем году (19 процентов). Как и в предыдущем году, более высокие текущие расходы произошли за счет более низких капитальных затрат (5,5 процента ВВП) в 2017/18 году.
Профицит счета текущих операций снизился с 3,9 процента ВВП в 2016/17 году до 3,5 процента ВВП в 2017/18 году, поскольку добыча нефти в Иране первоначально замедлилась в 2018 году. Реальный рост экспорта товаров и услуг в 2017/18 году составил 1,8 процента по сравнению с 41,3 процента, в то время как реальный рост импорта составил 13,4 процента в 2017/18 году. Экспорт ненефтяных товаров Ирана за последние годы вырос с 6 процентов ВВП в 2012/13 году до 10 процентов ВВП в 2017/18 году.
После нескольких месяцев беспорядков на валютном рынке правительство объявило об унификации официальных и параллельных обменных курсов в апреле 2018 года, но оно не смогло достичь своих целей по успокоению рынков. Параллельный рыночный курс взлетел в ожидании дальнейшего дефицита доллара, когда США вышли из Совместного комплексного плана действий (JCPOA) в мае 2018 года. К августу 2018 года риал обесценился на 172 процента за последние 12 месяцев, превысив 100 000 риалов за доллар. Это способствовало тому, что измеренный уровень инфляции вернулся к 24 процентам в августе 2018 года, который в последний раз наблюдался с 2013 года.
В среднесрочной перспективе экономика будет развиваться по нисходящей траектории, поскольку ожидается, что экспорт нефти упадет до половины своих уровней в 2017/18 году после поэтапного возобновления санкций США, кульминацией которого станет ноябрь 2018 года. Ожидается, что экономика сократится на 1,4 процента в среднем между 2017 / 18-2020 / 21 гг. наблюдается падение экспорта и потребления со стороны спроса и сокращение промышленного сектора со стороны предложения.
Ожидается, что более высокие импортные цены в результате девальвации в ближайшие годы отбросят инфляцию выше 30 процентов, поскольку инфляционные ожидания растут, а настроения потребителей вновь ведут к стагфляции в Иране. Несмотря на обесценение и падение импорта, сокращение экспорта нефти, по оценкам, практически устранит профицит счета текущих операций, который ниже, чем предыдущий эпизод санкций, поскольку цены на нефть почти вдвое ниже, чем они были в 2012 / 13-2013 / 14 годах. Нисходящая траектория экономики также может оказать дальнейшее давление на рынок труда и обратить вспять недавний рост числа рабочих мест.
По оценкам, уровень бедности снизился с 13,1 процента до 8,1 процента в период с 2009 по 2013 год (5,5 долл. США в день в ППС 2011 года). Вероятно, это было связано с универсальной программой денежных переводов в конце 2010 года, которая предшествовала отмене субсидий на энергию и хлеб. Похоже, что программа более чем компенсировала вероятное увеличение расходов на энергию у менее обеспеченных домохозяйств, что способствовало положительному росту потребления среди нижних 40 процентов населения, хотя общий рост потребления в период с 2009 по 2013 год был отрицательным. Однако в 2014 году уровень бедности увеличился, что, возможно, было связано со снижением социальной помощи в реальном выражении из-за инфляции. Заглядывая вперед,
Добавить комментарий